Редакция Ulysmedia продолжает серию материалов о нововведениях, которые ожидают Казахстан в 2026 году. В этой статье мы рассказываем об ограничительных мерах и запретах, которые могут вступить в силу и затронуть повседневную жизнь граждан уже со следующего года.
С 2026 года в Казахстане может быть запрещена так называемая «пропаганда нетрадиционных отношений». Это, пожалуй, одна из самых обсуждаемых поправок — как внутри страны, так и в зарубежных СМИ.
Норма включена в законопроект «О внесении изменений и дополнений по вопросам архивного дела и ограничения распространения противоправного контента». Разработчиком является Министерство культуры и информации (МКИ).
Обе палаты парламента уже приняли поправки, сейчас документ направлен на подпись президенту.
Причина. Обсуждение запрета «ЛГБТ-пропаганды» началось ещё в 2024 году, когда РОО «Казахстанский союз родителей» опубликовало соответствующую петицию. Министр культуры и информации, а ныне и вице-премьер Аида Балаева заявляла, что детям необходимо дать «правильные духовно-нравственные ориентиры» и «создать условия для приверженности национальному культурному наследию и сохранения своего генетического кода».
Наказание. Вице-министр культуры и информации Евгений Кочетов сообщил, что пропагандирующие ЛГБТ материалы будут считаться «противоправным контентом». За его распространение предусмотрен штраф в размере 20 МРП. В случае повторного правонарушения в течение года санкции могут быть ужесточены — штраф увеличен либо назначен административный арест сроком до 10 суток. При этом норма будет носить заявительный характер.
18 января 2026 года в Казахстане вступит в силу закон «Об искусственном интеллекте» — первый в своём роде в стране.
Он, в числе прочего, вводит ответственность за распространение дипфейков — поддельных фото-, видео- или аудиоматериалов, сгенерированных с использованием искусственного интеллекта. Законопроект разработала депутат мажилиса Екатерина Смышляева при активном участии Министерства цифрового развития, КНБ и МВД.
Документ вводит обязательную маркировку всего «синтетического контента» и запрещает распространение дипфейков, которые вводят в заблуждение или наносят ущерб.
Известное дипфейк-фото, на котором нынешнего президента США Дональда Трампа якобы задерживают полицейские
Причина. По данным КНБ и МВД, за последние два года в стране резко выросло число случаев использования дипфейков для мошенничества, шантажа и дискредитации людей. Только за первые шесть месяцев 2025 года ущерб от кибермошенничества превысил 25 млрд тенге. Часто жертвами таких преступлений становятся пожилые люди.
Наказание. За создание или распространение дипфейков без маркировки либо с нарушением установленных правил предусмотрены административные штрафы — от 15 до 100 МРП (от 59 тыс. до 393 тыс. тенге).
Если с помощью дипфейка причинён вред правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства, либо создана угроза нарушения общественного порядка, наступает уголовная ответственность — как минимум по части 2 статьи 274 УК РК. Санкция предусматривает штраф до 3 000 МРП либо лишение свободы на срок до трёх лет.
Во второй половине декабря депутаты одобрили законопроект об ужесточении ответственности для водителей электросамокатов. О проблемах микромобильного транспорта редакция писала ещё летом.
Согласно проекту закона, электросамокаты официально признаются транспортными средствами. Без водительского удостоверения ездить по проезжей части на электросамокатах будет запрещено. Кроме того, электросамокат должен иметь регистрационный номер, а у водителя должна быть страховка.
Разработчиком законопроекта выступило МВД. Документ направлен на подпись президенту.
фото: Jet
Причина. Рост числа дорожно-транспортных происшествий. По официальным данным, с начала 2025 года в стране зарегистрировано 372 ДТП с участием электросамокатов. В результате аварий погибли 3 человека, 385 получили травмы различной степени тяжести.
Наказание. Водители электросамокатов приравниваются к участникам дорожного движения, что позволяет применять к ним все соответствующие статьи КоАП.
Шеринговые компании будут нести ответственность за допуск к управлению лиц без прав — штрафы составят 25 МРП.
С 1 января 2026 года в Казахстане усиливается ответственность за продажу рецептурных лекарств без рецепта — она станет уголовной.
Это предусмотрено в законопроекте «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров».
Причина. Формально многие препараты и сейчас запрещено отпускать без рецепта, однако на практике это требование часто игнорируется.
Наказание. Если ранее за незаконный отпуск таких препаратов аптекарям грозил административный штраф (для ИП — 70 МРП), то с 1 января 2026 года минимальное наказание составит штраф до 160 МРП, исправительные или общественные работы, либо арест до 40 суток. Также возможно лишение права заниматься фармацевтической деятельностью сроком до трёх лет, а при тяжких последствиях — более строгое наказание.
В конце ноября Мажилис принял законопроект «О банках и банковской деятельности», согласно которому вводится запрет на оформление кредитов одновременно в нескольких банках или микрофинансовых организациях в течение одного часа.
Законопроект разработан Агентством по регулированию и развитию финансового рынка и направлен в Сенат.
Причина. Основная цель изменений — борьба с мошенничеством.
Мажилис одобрил поправки в Трудовой кодекс и Кодекс «О здоровье народа и системе здравоохранения». Одним из положений вводится запрет на заключение с работником договора гражданско-правового характера (ГПХ) при наличии хотя бы одного признака трудовых отношений.
Причина. Работодатели нередко используют договоры ГПХ вместо трудовых, чтобы сократить налоговые и социальные выплаты и минимизировать свои обязательства перед сотрудниками.
Наказание. Контроль будет осуществляться трудовой инспекцией. Инспектор сможет выносить предписание работодателю с требованием заключить с сотрудников трудовой договор.
Отметим, что в разработке государственных органов находятся и другие законопроекты, которые будут рассмотрены парламентом в следующем году и также предусматривают новые ограничения. Вот некоторые из них:
В 2026 году может вступить в силу запрет на регистрацию в социальных сетях для пользователей младше 16 лет. Это предусмотрено проектом закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам онлайн-платформ и массмедиа», разработанным Министерством культуры и информации РК. Идею возрастных ограничений ранее продвигал депутат мажилиса Асхат Аймагамбетов.
В настоящее время документ размещён на портале «Открытые НПА» для общественного обсуждения до 29 декабря 2025 года.
фото: humanium.org
Причина. В МКИ заявили, что социальные сети представляют потенциальную угрозу для детей, поскольку становятся площадкой для буллинга и мошеннических действий. Кроме того, в ведомстве считают, что на этих платформах «часто распространяется противоправный контент, оказывающий негативное влияние на психологическое здоровье детей».
Министр внутренних дел Ержан Саденов в октябре на правительственном часе предложил запретить онлайн-продажу алкоголя, ограничить розничную реализацию только специализированными «алкомаркетами», а также ужесточить выдачу лицензий, в том числе за счёт лимитирования их количества.
Причина. Глава МВД заявил, что одним из ключевых факторов, влияющих на уровень преступности, является злоупотребление алкоголем.
По его данным, ежегодно в состоянии опьянения совершается до 10 тысяч преступлений. Ожидается, что инициатива МВД получит законодательное продолжение в следующем году.
Власти обсуждают возможность запрета либо жёсткого регулирования пранков — розыгрышей, в ходе которых людей намеренно помещают в стрессовые или опасные ситуации ради съёмки видео.
Идею активно продвигает депутат мажилиса Нартай Сарсенгалиев. В октябре 2025 года он предложил блокировать аккаунты пранкеров в социальных сетях и жёстко наказывать за розыгрыши, нарушающие общественный порядок. Глава МКИ Аида Балаева в ноябре 2025 года подтвердила создание рабочей группы по этому вопросу и заявила о возможном запрете организации пранков.
Причина. Депутат ссылается на многочисленные жалобы граждан на пранки, вызывающие стресс, панику и даже психические расстройства у жертв. В качестве примеров приводятся розыгрыши с «ложным трупом» в лифте или инсценировки нападения с бензопилой, которые снимались в Астане.