Аналитик Аскар Исмаилов перечислил главные риски и перспективы для нефтегазовой отрасли Казахстана в 2026 году, сообщает Ulysmedia.kz.
Как отметил директор аналитической компании PACE Analytics в своём телеграм-канале, в предстоящем году перед казахстанской нефтегазовой сферой будут стоять пять сложных вызовов. Первым из них он называет экспортную уязвимость — ситуация, сложившаяся в конце 2025-го, отлично демонстрирует, в чём заключается проблема.
— КТК остаётся главным «узким горлышком». Любая атака, ремонт или шторм сразу бьют по экспорту и бюджету. Последствия проблем на КТК прямым образом отражаются на уровнях добычи нефти, газоснабжении республики, оказывают давление на валюту, — подчеркнул Аскар Исмаилов.
Второй риск, по его словам, связан с политизацией транзита нефти. Хотя Казахстан не вовлечён в конфликты других государств, он вынужденно сталкивается с их последствиями. Это может оказать влияние на стоимость казахстанской нефти, вызвать рост издержек и удорожание страховки.
Третья проблема — снижение добычи на зрелых месторождениях. И здесь уже политика уступает место геологии, которая работает не в пользу Казахстана. Аналитик отмечает, что Минэнерго не может оказать отрасли необходимую поддержку, а от либерализации цен выигрывают сети АЗС и государство, пока старые месторождения продолжают истощаться. Хотя именно с них на внутренний рынок поступает ощутимый объём сырья.
Четвёртый риск — сложная ситуация с потенциальными инвестициями.
— Арбитраж по Кашаганскому проекту и геополитическая ситуация в мире не добавляют позитива для инвестиций в нефтегазовую отрасль Казахстана. Также не стоит забывать, что глобальный рынок нефти и газа значительно снижает капитальные расходы и больше фокусируется на слияниях и поглощениях. Крупные нефтегазохимические проекты показывают свою убыточность уже на данном этапе. Вопросы финансирования остаются открытыми, что негативно скажется на экономике Казахстана. Это однозначно удар по бюджету страны, — предупреждает Аскар Исмаилов.
Наконец, пятая проблема — дефицит газа, который Казахстан непродуктивно закачивает в пласты. Добывая 60 млрд кубометров газа, страна уже вынуждена закупать его за рубежом, потому что почти половина от этого объёма «закапывается» обратно в землю.
Однако 2026 год принесёт не только риски, но и возможности. В первую очередь — для расширения экспортных маршрутов. Конец 2025-го слишком хорошо показал, что полагаться только на КТК опасно. Поэтому Казахстан может вплотную заняться развитием экспорта в Китай и Центральную Азию.
— Это не замена КТК, это возобновление ранних направлений в тестовом режиме. Будут смотреть на шероховатости в логистике и нормативно-правовых решений с учётом соглашений и требований в рамках ЕАЭС. Эффект умеренный, но стратегически важный, — прогнозирует аналитик.
В этом контексте будет усиливаться роль Китая в казахстанской нефтегазовой сфере — можно ожидать, что совместных проектов с инвесторами из Пекина станет больше.
Эксперт также ожидает, что в 2026 году могут быть привлечены частные инвестиции для развития газохимических проектов на Карачаганаке, а отрасль в целом увидит всё более активное внедрение искусственного интеллекта. Но главное — следующий год может принести с собой реформы в управлении, вплоть до возрождения профильного Министерства нефти и газа.
Ранее мы писали, что казахстанские финансисты предупредили о рекордном падении цен на нефть в конце 2025 года и начале 2026-го.