Долгие и утомительные очереди на границах — проблема для Казахстана не новая. Жалобы перевозчиков звучат регулярно, особенно в отношении пропускных пунктов с Китаем. Однако сейчас, судя по всему, ситуация достигла предела.
14 мая президент Касым-Жомарт Токаев на заседании Совета безопасности объявил выговор министру транспорта Марату Карабаеву за логистический бардак на границах. Параллельно с Совбезом на совещании НПП "Атамекен" транспортно-логистические проблемы на китайской границе обсуждали предприниматели. Корреспондент Ulysmedia.kz выяснил, чем недовольны перевозчики и почему их терпение достигло точки кипения.
Отметим, что на сегодня Казахстан и Китай связывают пять автомобильных пропускных пунктов — Хоргос (Нур Жолы), Достык, Калжат, Бахты и Майкапчагай. Заместитель председателя правления НПП РК «Атамекен» Мурат Амрин рассказал, что сейчас казахстанские перевозчики просто не могут заехать на КПП, во многом – из-за неэффективной цифровизации, сервиса электронной очереди CarGoRuqsat.
Представители сферы утверждают, что одной из главных причин заторов стало ограничение пропускного потока системой до 550 автомобилей в сутки, тогда как пункт "Нур Жолы" способен обслуживать до 2500 машин в день. Такое искусственное сокращение привело к серьезным проблемам — месячные очереди и "неформальные" схемы ускоренного пересечения границы, считают в НПП.
– Мы поддерживаем цифровизацию, так как это обеспечивает прозрачность, открытость всех процессов на границе. Тем не менее, очередь сейчас настолько большая, что компании не могут забронировать место даже за месяц вперед. Для заезда на территорию Китая так называемые слоты забиты. Того объема в сутки по всем границам недостаточно. Необходимо увеличивать количество автотранспортных средств, — сказал Мурат Амрин.
По словам зампредседателя "Атамекен", ограничение пропускного потока — далеко не единственная проблема, связанная с цифровой очередностью. Помимо того, что перевозчики вынуждены записываться в очередь минимум за месяц, встать параллельно в другие очереди, например, на казахстанско-российскую или казахстанско-узбекскую границу, они не могут.
В результате транспорт малых и средних компаний, располагающих ограниченным числом автомобилей, вынужден простаивать.
– Забив электронную очередь на китайскую границу, мы не можем записаться на РФ или Узбекистан. Получается, что машина ставится в одну очередь и вынуждена целый месяц ездить по Казахстану. Хотя автотранспорт мобилен, он должен находиться в постоянном движении: бизнес должен зарабатывать, приносить налоги в экономику, обеспечивать рабочие места, а непростаивать, – добавил он.
Многие перевозчики присутствовали на совещании посредством видеосвязи. Одна из них — представитель "БаркасТрансЛогистик" Зухра Джамбакиева. Она отметила, что проблемы у перевозчиков возникают в том числе из-за ошибок государственных органов.
– Например, когда не было бланков разрешений, люди брали очереди за 100 МРП и потом не заехали. Деньги никому возвращали, хотя здесь была ошибка наших госорганов, которые не предоставляли вовремя карты компаниям, — сказала она.
Предприниматели подчеркнули, что в совокупности все перечисленные трудности привели к тому, что казахстанские грузоперевозчики стали существенно проигрывать конкурентам. По словам представителей логистического бизнеса, растущие издержки, длительные простои и нестабильность доставки негативно сказываются на их позиции на рынке и ведут к оттоку клиентов.
– Уже большинство грузов уходят. Мы теряем работу. Семьдесят процентов грузов ушли в Узбекистан, так как у нас очередь на месяц, машин нет, заезда мало. Мы теряем работу и экономику, — эмоционально высказался один из перевозчиков.
Мурат Амрин также заявил, что сложившаяся ситуация наносит значительный урон.
– Это проблема для казахстанских перевозчиков, в то время как иностранные — российские, белорусские, узбекские, кыргызские — продолжают работать.
Получается, что бронировать очередь смогут только они. Если у нас нет бланков, электронная очередь сгорает. Нам уже сообщали, что китайские грузоотправители начали отказываться от перевозчиков из-за нестабильной ситуации с документами, с бланками разрешений и по другим причинам, — добавил он.
На заседании «Атамекена» присутствовал представитель министерства финансов — вице-президент информационно-учетного центра Азамат Курманов. Он пояснил, что средства, поступающие за бронирование электронной очереди, сразу зачисляются в государственный бюджет, поэтому процедура возврата денег не предусмотрена.
Курманов также отметил, что часть проблем создают сами перевозчики, которые занимают очередь, но не приезжают, тем самым мешая работе других компаний.
– Если взять статистику по китайскому направлению за месяц, видно, что пункты пропуска ежедневно пересекают примерно 500 машин. При этом на 13 мая 2025 года 26 машин забронировали очередь и не приехали. Отозваны 55 броней, аннулированы пять и пересекли границу 546. Получается, порядка 85 машин встали в очередь, но не приехали. Потом эти брони уже никому не достаются, — парировал он.
В то же время представитель ведомства заверил, что в будущем перевозчикам предоставят возможность брони и на другие направления, если их транспорт уже записан в очередь на пересечение границы с Китаем.