Демография, экология и «комфортные» планы: чем на востоке рискует Нурымбет Сактаганов

Игорь Клевцов
Коллаж Ulysmedia

Ulysmedia.kz продолжает серию материалов о том, как справляются с планами и своими обещаниями акимы регионов. Работа акимата Восточно-Казахстанской области создает двоякое впечатление. С одной стороны, вроде бы обстоятельный подход к стратегическому планированию, но с другой - не покидает ощущение формализма, поскольку отчеты об исполнении планов, не особо вяжутся с реальностью.

КОМФОРТНЫЕ ПЛАНЫ

В сети можно найти несколько документов, которые касаются развития региона. И на первый взгляд кажется, что это может говорить о фундаментальном подходе областного акимата к своей работе. Но если изучить документы повнимательней, то почему-то посещает мысль, что чиновники попытались не брать на себя слишком большие обязательства. А всю конкретику спрятали за общими фразами. Наличие сразу двух планов вполне объяснимо, первый принимался в 2021 году, когда ВКО была единым целым, второй уже корректировали с учетом отделения от вновь образованной области Абай в 2022-м.

Однако многие индикаторы результативности остались без изменения. Другие скорректированы в очень комфортной зоне достижения. Например, по показателю детской смертности к концу 2025 года акимат поставил перед собой задачу – 7,5 смертей на 1 000 родившихся живыми.  Но такой уровень был зафиксирован в 2021 году, до разделения региона на две области. И судя по официальным данным местное управление здравоохранения за три года планировало снизить смертность даже не до половины ребенка.

В планах развития региона есть достаточно и таких задач, выполнение которых мало зависит от акимата. Например, снижение количества смертей в результате ДТП. Хорошие дороги, это, конечно, аргумент и ответственность акимата. Но по данным МВД более 70% аварий, в том числе и с летальным исходом происходит из-за нарушения правил дорожного движения.  Впрочем, акимат в этом направлении проделал огромную работу. Статьи в СМИ, информационно-разъяснительные листовки, дополнительные патрули и еженедельные дни профилактики.

Или снижение беременности среди подростков. Наверняка акимат проводит мероприятия по чтению лекций о вреде ранней беременности, да и вообще о нравах современной молодежи. Но здесь скорее вопрос воспитания в семье. То есть многие задачи чем-то напоминают рулетку – повезет, не повезет. Еще есть задачи, выполнение которых практически не поддается проверке. Например, увеличение доли жителей области, ведущих здоровый образ жизни. Или уровень удовлетворенности населения качеством оказания государственных услуг, а заодно и политикой государства. Понятно, что здесь проведут соцопросы, и скорее всего силами акимата.

Также в планах развития региона можно встретить пункты, которые кроме вопросов ничего не вызывают. К таким можно отнести борьбу с наркоманией. На 2025 год на выявление 250 правонарушений связанных с распространением наркотиков выделено… более 9 млрд тенге. Тут одно из двух, или мы неправильно поняли написанное, или при составлении документа кто-то ошибся в количестве нулей.

ПРИ ЧЕМ ЗДЕСЬ АКИМАТ?

Помимо не очень понятных планов развития в свободном доступе есть план мероприятий и отчет по его исполнению за 2024 год. Здесь тоже можно увидеть много интересного. В отчете подавляющее большинство пунктов «исполнено» или «исполнено частично», частично, потому проекты должны быть закончены в этом году. Все запланированные акиматом мероприятия по развитию промышленного потенциала региона касаются действующий частных предприятий. Модернизировать или расширять свой бизнес дело каждого собственника, и непонятно, при чем здесь акимат. Конечно, в регионе работает «Казцинк», доля которого принадлежит фонду «Самрук-Казына», но вопрос отношения областного акимата к развитию этих предприятий, все равно остается.  При этом в комментариях к некоторым «исполненным частично» сказано, что «выделенные средства на 2024 год освоены». Поэтому можно предположить, что акимат все-таки участвует в развитии частного бизнеса деньгами. Но тогда получается, что частники расширяются за счет бюджетных средств. А что взамен? Об этом в отчете ни слова.

Да и в целом отчет акимата не дает полного представления о результатах. Так в планах мероприятий числится проект по двухгодичному строительству 22 кредитных жилых домов. Но при этом в комментариях сказано, что в 2024 году велось строительство 13, и сдали 2 дома. Тем не менее, вердикт акимата - исполнено.

Или сфера туризма. О туристическом потенциале региона говорится уже давно, и в 2024-м, судя по отчету, акимат сделал огромный шаг в этом направлении. Однако, новые объекты и расширение действующих - это не совсем то, чего ждет бизнес. До сих пор, особенно в отдаленных районах, есть проблемы с частыми перебоями в энергообеспечении, что туристам вряд ли приходится по душе. Кроме того, еще в 2023 году бизнес предлагал ряд реальных инициатив, способных изменить положение дел.  В их числе ремонт дорог до основных объектов туризма, установка на каждых 50 км дорог санитарно-гигиенических узлов с последующим их обслуживанием, оборудование смотровых площадок, открытие аэропортов в Катон-Карагае и Улкен Нарыне и так далее. Однако в исполненных планах акимата по развитию туризма законченное строительство всего трех санитарно-гигиенических узлов.

ПОКАЗАТЕЛИ ПАДАЮТ

Более ясную картину развития региона с 2022 года, после разделения на две области, дает официальная статистика. Численность населения сокращается, если в 2022 году в области проживало 732,9 тысяч человек, то на начало 2025 года - 723 967 человек. При этом за прошедшие полгода население сократилось еще на тысячу. Причем численность падает как за счет отрицательного сальдо миграции, так и за счет отрицательных значений естественного прироста.

Несмотря на снижение численности населения, безработица два года остается на одном уровне – 4,7%, при том, что в 2022-м была – 4,8%. И подобное удержание все-таки нельзя записывать в актив акимата, поскольку это может означать, что отчеты об открытии новых производств и расширении старых, с созданием рабочих мест есть проблемы. Среднемесячная зарплата с 2022 года выросла примерно на 100 тыс. тенге, и на начало 2025 составила 380,3 тыс. Но индекс реальной зарплаты за два года приподнялся всего на 5%, при этом инфляция за 2023 и 2024 годы составила 18%.

Что касается экономических показателей, то в 2024 году по сравнению с 2023-м рост, причем порой внушительный практически во всех отраслях. Однако за шесть месяцев этого года по сравнению с прошлым, ситуация не столь радужная. Объем промышленного производства упал на 8,8%. В горнодобывающей промышленности и разработке карьеров объемы производства снизились на 3,3%, в обрабатывающей промышленности на 11,3%. Валовый выпуск сельхоз продукции вырос почти на 5%, но при этом грузооборот снизался почти на 15%.

В отчёте акимата есть внушительные цифры о выданных в прошлом году бизнес-грантах, но в этом году количество   зарегистрированных юридических лиц уже уменьшилось на 1%. А действующих МСП стало меньше на 1,3%.

А ЧТО АКИМ?

К Нурымбету Сактаганову вопросов вообще быть не может. Он сел в кресло акима только в феврале 2025-го. Тем не менее перед ним стоят задачи, поставленные лично президентом. Весной 2025 Токаев поручил усилить работу по диверсификации экономики региона, расширению экспорта переработанной продукции и привлечению инвестиций. Кроме того, президент определил и приоритетные направления работы акима - решение экологических проблем и улучшение транспортной инфраструктуры.

Если рассматривать поручение президента точечно, то проблем перед Сактагановым выше крыши, только по экологии. Из действующих 165 полигонов ТБО, лишь 21 соответствует всем экологическим нормам. При этом в прошлом году было выявлено более 250 стихийных свалок. И в целом в области перерабатывается едва ли четверть всех отходов.  В Усть-Каменогорске, помимо старого мусорного полигона остро стоит проблема с качеством воздуха. В безветренную погоду город десятилетиями буквально утопает в дыму от действующих промышленных предприятий. Впрочем, проблема воздуха касается не только областного центра. В регионе работает 62 предприятия только первой категории, самой вредной для экологии. И еще около тысячи предприятий второй, третьей и четвертой категорий.

Что касается самого акима, то в области он человек не новый. Порядка 11 лет его карьеры связаны с Восточным Казахстаном. Работал акимом районов, городов и замом акима области. В общем человек знакомый с ситуацией и много времени на раскачку ему не должно потребоваться. Но пока Сактаганов успел дать только одно обещание - до конца года на 100% обеспечить население качественной питьевой водой. Впрочем, Сактаганов практически ничем не рискует. По данным акимата обеспеченье питьевой водой на начало 2025 года уже составляло 99,9% для городского и 98,4% для сельского населения. Так что довести показатель до 100% не так уж и сложно, если, конечно, чиновники немного не приукрасили эти цифры.