×
547.57
642.63
6.68
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
547.57
642.63
6.68

Бухтарминскую ГЭС продали? Кому и зачем понадобился стратегический актив

Сегодня, 15:30
Бухтарминскую ГЭС продали? Кому и зачем понадобился стратегический актив
Коллаж Ulysmedia

Кто и что в нашем государстве купил, продал, получил или просто «отжал» - это, как правило, тайна за семью печатями. Наверное, никто бы из нас не задавался лишними вопросами, если бы от конспирологии отказались те, кто принимает эти судьбоносные решения. Главный редактор Ulysmedia.kz Самал Ибраева считает, что стратегические объекты в Казахстане не должны переходить из одних рук в другие, как в каком-то детективном сериале.

ЧТО НЕ ТАК С БУХТАРМОЙ

Вот и в истории Бухтарминской ГЭС неожиданно всплыла новая загадка. Неожиданно на сайте KASE станция исчезла из списка предприятий фонда «Самрук-Казыны». Кто же стал её новым хозяином? Ответа на этот вопрос официальные структуры почему-то избегают.

По неподтверждённым данным, акции ГЭС передали дочерней компании «Самрук-Энерго» - Qazaq Green Power PLC. Но почему именно этой структуре? Зачем понадобилось прятать стратегический объект под вывеской «зелёной» энергетики?

Известно, что дочку «Самрук Энерго» - Qazaq Green Power формально создавали для проектов в сфере ВИЭ. Но при чём тут крупнейшая гидростанция страны? Создаётся впечатление, что её сделали удобной «прослойкой» — с одной стороны, можно отчитаться о развитии «зелёного» портфеля, с другой - сохранить контроль над активом, не афишируя прямого владельца.

«ЗЕЛЕНАЯ ОБЕРТКА»

Государство декларирует прозрачность, но на деле информация о стратегических предприятиях уходит в тень. Если цель - развитие возобновляемой энергетики, то почему общественности не объясняют, каким образом «зелёная» компания будет управлять «незелёным» объектом? Если же речь идет о реструктуризации и будущей продаже, то почему это делается скрытно?

До этой сделки Бухтарминской ГЭС управлял Казцинк, и отдавать энергетический объект не собирался до 2029 года. Но потом появились слухи о возможном уходе компании Glencore из акционеров «Казцинка» и сокращении добычи в 2027–2028 годах. Может быть это и послужило триггером? Кому теперь достанется энергия Бухтармы?

ИИ И НАДЕЖДА

Искусственный интеллект, на который как раз и делает ставку президент Токаев, прежде всего вселяет надежду на открытость – у ИИ не может быть своих и чужих. И возможно, когда его наконец-то внедрят, в технологическую гонку будут вступать те, кто действительно нас двинет вперед. А фонду «Самрук-Казына» будет невыгодно скрывать имена тех, кто рискнул управлять национальным состоянием. Тем более давно доказано, что любая тень вокруг приватизации или продажи госпредприятий - это питательная среда для коррупции и подрыва доверия.

Энергетическая отрасль Казахстана и так полна тайн и парадоксов. Но случай с Бухтарминской ГЭС выделяется особенно: слишком много тумана вокруг объекта, который должен быть предметом национальной гордости и прозрачной государственной политики. Разве мы вправе требовать объяснений? Ведь стратегические активы - это не чья-то личная собственность, а основа энергетической безопасности Казахстана.

Новости партнеров