Депутат мажилиса Олжас Куспеков сообщил о растущем количестве обращений от грузоотправителей, аграриев и промышленных предприятий, указывающих на "системный кризис в работе АО "НК "КТЖ", передает Ulysmedia.kz.
В своем запросе на имя премьер-министра Олжаса Бектенова мажилисмен отметил перегрузки и потерю потеря управляемости: накапливаются вагоны, растет число «брошенных поездов», нарушаются сроки подачи/уборки вагонов, а согласование заявок непрозрачно и часто ручное. На приграничных станциях с Узбекистаном, по его данным, парк превышает норму на 25%, блокируя экспорт.
Особые жалобы касаются согласования планов ГУ-12 по направлению Китая и Узбекистана: заявки сокращаются на 50–80% без убедительных причин, чаще всего с формулировкой «отсутствие технической возможности», тогда как отдельным клиентам планы утверждаются даже в условиях ограничений.
Ситуацию усугубляет скопление вагонов иностранных администраций за рубежом из-за ограничений на их возврат, что создает дефицит подвижного состава внутри страны, особенно в сельхозсезон.
Кроме того, по словам депутата, усугубляется кризис безопасности. В особенности, с учётом недавних инцидентов: 10 декабря на участке Мойынты—Шығанақ грузовой поезд насмерть сбил четырех работников, а 11 декабря на вокзале Алматы-2 произошло массовое отравление угарным газом 52 человек, включая 10 детей). Это свидетельствует о необходимости контроля безопасности инфраструктуры и допуска вагонов в эксплуатацию.
На основании этого он просит правительство: 1. Провести служебное расследование необоснованных отказов в утверждении планов ГУ-12, нарушений в разметке и ручном вмешательстве. 2. Разъяснить причины роста числа «брошенных поездов» и накопления вагонов, представив план разгрузки узлов, включая возможное временное ограничение транзита через Сарыагаш для поддержки экспорта казахстанского зерна. 3. Ускорить внедрение автоматизации (цифровая разметка, приемка вагонов) и представить план стабилизации перевозок. 4. Рассмотреть временную отмену ограничений на возврат порожних вагонов иностранных администраций и оценить систему безопасности на железной дороге.
Ранее о "системном кризисе" в КТЖ заявил эксперт Арман Батаев. Он отметил, что новые локомотивы не решают старые проблемы.