Экономист: крепкий курс тенге поможет победить инфляцию в Казахстане

Никита Дробны
Фото: Pixabay.com

Курс тенге и инфляция взаимосвязаны — если найти рыночные способы поддерживать нацвалюту, цены тоже станут расти медленнее, сообщает Ulysmedia.kz.

Базовой ставки мало?

По мнению экономиста Галима Хусаинова, высокой базовой ставки в Казахстане уже недостаточно, чтобы побороть растущую инфляцию. Особенно на фоне повышения ставки НДС со следующего года.

— В марте 2026 года (через три месяца) будет ровно четыре года, как мы живём в условиях высокой базовой ставки, от которой у нас только растут доходы банков, о чём я уже неоднократно писал. С 1 января 2026 года у нас вступает в силу новый Налоговый кодекс, который также добавит пару процентов в инфляционный фон на базе поднятия ставки НДС, поэтому снижение базовой ставки до приемлемых уровней 9-10% годовых мы увидим не раньше 2027 года, а если ничего не будут предпринимать, то не раньше 2028 года, — прогнозирует Хусаинов.

Как курс тенге связан с инфляцией?

Экономист напоминает, что с 2015 года курс тенге отпустили в свободное плавание — но «забыли» о множестве ограничений, запретов и других факторов, которые мешают назвать его формирование стопроцентно рыночным. По словам Хусаинова, в долгосрочном аспекте курс тенге зависит от инфляции — но в краткосрочном может и сам на неё влиять.

— Если посчитать корреляцию между месячным изменением курса тенге по отношению к доллару США и инфляцией с разными лагами, начиная с августа 2015 года, то обнаруживается удивительная картина. Изменение курса тенге с лагом в один месяц даёт максимальную корреляцию в размере 0,47, что в статистике является умеренной связью, и влияние на инфляцию составляет примерно 22%. Другими словами, изменение курса на 1% в следующем месяце добавит 0,22% инфляции. Если курс изменится на 5%, то к инфляции это добавит 1,1% в следующем месяце. Именно это мы и наблюдали этим летом, когда курс у нас ослаб почти на 5%, — объясняет Галим Хусаинов.

В 2025 году наиболее высокая инфляция наблюдалась в первом квартале — что, в принципе, обычно для Казахстана. Сказывался рост цен на продукты и тарифов ЖКХ. Но с апреля инфляция пошла на спад. И снова резко подскочила в августе-сентябре — тогда же, когда курс тенге дважды подряд падал. А в сентябре и октябре курс стабилизировался, и инфляция сразу замедлилась.

— Декабрь является традиционно проинфляционным месяцем, но значительное укрепление тенге и заморозка тарифов, по моим ожиданиям, должны сократить темпы роста инфляции, — пишет эксперт.

Что мешает курсу тенге?

По словам экономиста, есть три фактора, которые влияют на курс тенге, мешают нацвалюте укрепляться и, соответственно, затрудняют борьбу с инфляцией. Первым из них Хусаинов называет потребительское кредитование: оно «подогревает» цены за счёт вшивания в них процентов, стимулирует импорт и спрос на иностранные товары. Это давит на курс, и цены на импортную продукцию растут.

— Текущие ставки по потребительским кредитам не так чувствительны к базовой ставке, так как при ставке 30-35% годовых, будет базовая ставка 16 или 18%, сильно не повлияет. В данном случае нужно больше работать с раскрытием информации, финансовой грамотностью, ужесточением требований к пруденциальным нормативам, — отмечает Галим Хусаинов.

Вторая проблема — отток валютных депозитов из-за ограничений по ставкам, которые привели к выводу капитала из страны и получения сверхдоходов банками (владельцы валютных депозитов перевели сбережения в ценные бумаги).

И третий момент — это инвестиционные расходы государства и бизнеса без привлечения внешнего фондирования. Проще говоря, органы власти и предприятия берут кредиты в тенге, чтобы перевести деньги в доллары и купить на них импортное оборудование. Это тоже давит на курс, и в этих условиях нужно стимулировать внешние инвестиции.

— Разумная либерализация валютного кредитования позволит увеличить кредиты в валюте и стимулировать банки второго уровня привлекать валютные займы извне, тем самым поддерживая платёжный баланс, а значит и тенге, — заключает Хусаинов.

Таким образом, если устранить эти дисбалансы, то можно будет поддерживать курс тенге рыночными методами — и Нацбанку больше не придётся постоянно поднимать базовую ставку.

О том, что не так с курсом тенге в Казахстане, мы подробно рассказывали в аналитическом материале.