"SKAI не может быть членом СД "Самрук-Казына": аргументы экспертов

Аскар Жакыпов

‎ИИ-директор в фонде национального благосостояния - не более чем красивая метафора, но не правовой факт. Такое заявление сделали эксперты, передает Ulysmedia.kz.

‎Вне закона? 

‎Появление SKAI (Samruk-Kazyna Artificial Intelligence) с правом голоса в фонде сразу вызвало вопросы с юридической стороны, пишет Forbes.kz. Как указал президент Казахстанской ассоциации автоматизации и робототехники (KAAR) Владимир Туреханов, согласно статье 54 закона РК "Об акционерных обществах", членом СД может быть только физическое лицо.

       - ‎Очевидно, что, согласно Гражданскому кодексу РК, SKAI не является субъектом права, следовательно, не может иметь прав и обязанностей, а значит, не может исполнять обязанности члена СД АО "Самрук-Казына", - указал эксперт.

‎Без прав и обязанностей 

‎Юрист Кристина Гринберг отметила, что SKAI может быть лишь консультантом с совещательным голосом. При этом за ИИ необходимо закрепить оператора - человека или организацию, которая будет нести юридическую ответственность.

       - ‎ИИ — это не лицо, не гражданин и не организация. У него нет прав, обязанностей, а главное и ответственности. Он не может быть привлечен к суду, не может подписывать документы и не обязан раскрывать информацию о себе. Юридически SKAI просто не существует как субъект. Его назначение — это красивая метафора, но не правовой факт. Решения, в которых участвует искусственный интеллект, могут быть оспорены, и даже признаны несостоятельными, недействительными, ведь голосовал несуществующий член, - отметила она.

‎"Назначение"

‎2 октября фонд "Самрук-Казына" презентовал президенту нового члена совета директоров, причем цифрового - SKAI. Он стал первым в регионе цифровым директором с правом голоса (кандидатура утверждена единственным акционером фонда).

‎Контекст 

‎Ранее работа SKAI в совете директоров фонда вызвала вопросы у экономиста Айдархана Кусаинова.