Выстрелы, скрытая съёмка и скандальные детали: что раскрыли в суде по делу Шерзата Полата

Асыл Беков
Коллаж

Судебный процесс по делу об убийстве 16-летнего Шерзата Полата 6 мая прошел в напряженном режиме – показания в Специализированном межрайонном суде по уголовным делам области Жетысу давали обвиняемые. Ulysmedia.kz за следил процессом и пытался понять, почему только на суде у них появились новые версии и почему только сейчас они заявили о кастете.

Противоречивые показания

Первым допрашивали обвиняемого Дархана Аскентая. Он заявил, что никого не бил, не призывал драться, не оскорблял Шерзата Полата – наоборот, по его словам, это именно он и был потерпевшим. Это Шерзатнанес ему травму - ударил кастетом. Почему это произошло - он не знает. Однако, на следствии Аскентай о кастете и о нападении не упоминал, несмотря на то, что его допрашивали десять раз. 

  - Сначала я просто позвал Нурбола (Токтаубаева) и сказал, что меня здесь ударили, забери меня. Я не звал его с намерением “давай драться”. У меня не было злого умысла. Что у меня сломано лицо, я понял позже. Я не знаю этих ребят. Там и девушки были. Заходили и выходили из магазина. Подумал, что просто покупатели. Один из тех, кто пришёл с Шерзатом, ударил кого-то. С этого и началась драка, - выдал свою версию Дархан Аскентай.

Напомним, что отец покойного Шерзата, Каржаубай Нурымов, 18 апреля на судебном заседании рассказывал, что в день трагедии Дархан Аскентай пришёл в магазин в нетрезвом состоянии, купил пиво и сигаретыи грубил при Шерзате. После этого и началась ссора.

  - Окно было открыто. Я услышал, как они громко разговаривают. Пока я вышел — сын его уже ударил. Я их разнял. Отвёл Дархана в сторону. Сделал замечание сыну, вернулся в магазин, извинился перед Дарханом. Сказал ему: “Поехали, отвезу тебя в больницу. Оплачу лечение, компенсирую. Если хочешь — куплю тебе алкоголь”. Но он ответил, что не простит и позовет ребят. Твой сын ответит – у него не будет здоровья, - утверждал Каржаубай Нурымов.

Нож, хуторские и выстрел из ружья

Но Дархан Аскентай в своих показанияхзаявил, что никто у него прощения не просил, за исключением Нурканата Гаипбаева. Он также отрицал, что у магазина велся разговор о «бандитах с Хутора». По его словам, Каржаубай Нурымов дважды выходил с ножом. Хотя сам Нурымов в суде утверждал, что Нурбол Токтаубаев, которого Аскентай вызвал на место происшествия, сказал: Ты что, нас не знаешь? Мы — парни с Хутора.

На заседании судья спросил у Аскентая: 

  - Почему вы тогда не сообщили об избиении в полицию (102) или скорую (103), а позвонили Нурболу?

На этот вопрос Аскентай не смог дать конкретного ответа.

  - После удара мне в голову это не пришло… Я сразу позвонил Нурболу. Этот (Каржаубай Нурымов) сказал, что не надо ни в полицию, ни в скорую звонить. И когда я разговаривал с Нурканатом, он тоже несколько раз повторил, что не надо обращаться в полицию. 

Между тем, Каржаубай Нурымов напредыдущем заседании рассказывал, что, когда у магазина начали собираться люди, он несколько раз пытался дозвониться по номерам 102 и 103. После этого он связался с заведующим службы скорой помощи Талгарского района.

По словам Аскентая, в день трагедии ружье выстрелило дважды. Он видел НурканатаГаипбаева и Шерзата Полата лежащими на земле. Но того, кто нанес ножевое ранение Шерзату - не видел. Он утверждает, что ружье было в руках Нурканата.

  - Нурканат лежал на земле. Рядом были два-три парня и одна женщина. Вторым, кто лежал на земле - был Шерзат, - сообщил он.

Адвокат Мейирман Шекеев заявил, что потерпевшая сторона не согласна с версией о том, что ружье принес Нурканат Гаипбаев.

  - Сейчас рано утверждать, кто именно принес оружие. Нам ещё не дали возможность задать вопросы. Сам Аскентай говорит, что ружье вынесли из магазина. Но на видео, распространённом МВД, никакого оружия в магазине не видно, - говорит адвокат.

Ранее прокурор, зачитывая обвинительное заключение, отметил, что в ходе следствия не удалось установить, кто именно принёс ружье, и кто произвел выстрел.

Прокурор не тот

Адвокаты подсудимых подали судье ходатайство об отстранении прокурора ДаныСарсенбай. По их версии во время допроса оказывала давление на обвиняемого.

  - Как вы сами видите, прокурор задаёт вопросы с искажением. Оказывает давление на обвиняемого, - заявил Ержанов - адвокат Дархана Аскентая.

Другие адвокаты подсудимых поддержали это ходатайство. Они выразили недоверие к беспристрастности прокурора и усомнились в её объективности.

Прокурор не согласилась с доводами адвокатов подсудимых и назвала ходатайство необоснованным. Представители потерпевшей стороны также попросили суд отклонить просьбу защиты.

Суд отказал в удовлетворении ходатайства.

  - Во время допроса Нурканат Гаипбаев указал, что Шерзата ударил ножом Абзал Шынасыл, а его самого - Азамат Токтаубаев, и показал их фотографии, - напомнил Адилжан.

Статьи УК РК

По делу проходят 9 подозреваемых, один из которых несовершеннолетний. Большинство из них вину не признают.

• Абзал Шынасыл — ст. 99 (Убийство), ст. 24 (Приготовление к преступлению и покушение), ст. 293 (Хулиганство с применением оружия)

• Равиль Сакиев — ст. 99 (Убийство), ст. 24 (Приготовление к преступлению и покушение)

• Азамат Токтаубаев — ст. 293 (Хулиганство), ст. 188 (Кража)

• Дидар Калияхмет, Дархан Аскентай, Нурбол Токтаубаев, Шынгыс Белгожаев, Нуркияс Ильясов — ст. 293 ч. 3 (Хулиганство с применением оружия)

• Думан Ысқақ (несовершеннолетний) — ст. 434 (Несообщение о преступлении)

Если суд признает их виновными, им грозит от 5 до 20 лет лишения свободы.

История

16-летний Шерзат Полат был убит 4 октября 2024 года возле магазина, который семья арендовала в городе Талгар. Ссора с одним из покупателей переросла в драку, Шерзат получил смертельное ножевое ранение.Родственники погибшего утверждают, что к нападению причастна «банда хуторских», но полиция опровергла существование такой группировки. Хасан Касымбаев, которого называли лидером группы, также опроверг слухи и попросил не распространять ложную информацию о себе. В ноябре Касымбаев был арестован по делу 2021 года по статьям «Умышленное причинение вреда здоровью» и «Похищение человека».

Через неделю после трагедии сгорел дом семьи погибшего. Позже полиция сообщила, что это был поджог, однако виновных не нашли. 

В конце прошлого года был найдет мертвым Нурканат Гаипбаев, по версии полиции, он покончил с собой, но его семья не верит в версию о суициде.

В день похорон Каржаубай Нурымоввзобрался на грузовик с ножом в руках в селе Азат и потребовал справедливого расследования гибели сына и брата. После этого против него возбудили дело по статье «Хулиганство» и арестовали на 15 суток. Позже было открыто уголовное дело по статье «Умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества». По словам адвокатов, Нурымова обвинили в том, что он проколол шину автомобиля спецназа. Также его родственницу Бакыт Рейимову арестовали на 15 суток за «призыв к незаконному митингу и нарушение порядка проведения мирных собраний», а сестру Салтанат Нурымова оштрафовали на 20 МРП (73 840 тенге) за «мелкое хулиганство».

Следующее заседание назначено на 15 мая. Ulysmedia.kz продолжит следить за развитием событий в суде Талдыкоргана.