В своем ежегодном послании, Касым-Жомарт Токаев анонсировал помимо прочего масштабную парламентскую реформу. Пока, конечно, это только предложение, но в общих чертах: сенат перестанет существовать, а депутаты будут избираться только по партийным спискам. Это было заключительной частью послания, сразу после этих слов трансляцию отключили – сначала видео, потом звук. И до самого конца зрители могли слышать громкие овации по поводу предложения президента. Правда, выйдя из зала совместных заседаний, некоторые народные избранники признались, что не ожидали столь кардинальных реформ и считают некоторые идеи достаточно спорными. Ulysmedia.kz рассказывает о том, как именно будут перекраивать казахстанский парламент и сколько безработных поступят на биржу труда после.
То, чего много лет ждали некоторые политически активные казахстанцы, может свершиться в 2027 году – сенат будет упразднен.
Вместе с тем упразднена будет и система прямого выбора депутатов-самовыдвиженцев. Если, конечно, народ одобрит эти поправки на референдуме.
Пока же новости о реформах застали врасплох даже тех, кого они непосредственно касаются – самих депутатов.
- Конечно, это было неожиданно, все уже расслабились и тут – на тебе! Я пока не готов комментировать, потому что вопрос слишком серьезный. Идеальной системы нет, дискуссия шла давно, будет обсуждение, будем решать, - говорит вице-спикер мажилиса Альберт Рау.
Депутат мажилиса Асхат Аймагамбетов подчеркивает: пока обсуждать особо нечего.
- Если переход к однопалатному парламенту случится, то это станет усилением власти парламента, потому что он получит дополнительные полномочия. Но давайте все же не забывать, что последнее слово – за казахстанцами в рамках референдума, а пока сама модель реформы еще не очевидна, - подчеркивает он.
Впрочем, как показывает практика, такого рода предложения президента редко сильно меняются, и одно из новшеств – очередной отказ от прямых выборов депутатов.
Напомним, пропорциональная система, то есть выборы населением исключительно партий, действовала в Казахстане несколько созывов парламента. Однако после изменений в Конституции 2022 года, шанс проявить себя получили самовыдвиженцы.
Таковых в мажилисе сейчас 29, каждый из них отвечает не перед партией, а перед своим электоратом.
Депутат Азат Перуашев согласен с президентом и считает, что одномандатники не нужны политической системе Казахстана.
- Политика - командный вид спорта. Для того, чтобы влиять на принятие законов в парламенте, одного человека, даже если он умный, талантливый, харизматичный, мало. Чтобы влиять на принятие закона нужно иметь команду, то есть партию. Поэтому у наших коллег, которые выдвигались по одномандатным округам, будет возможность либо вступить в действующие партии, либо создавать свои, - говорит он.
Аналогичного мнения придерживаются и многие другие депутаты.
В том числе – некоторые одномандатники.
- Президент хороший тезис сказал: надо в течение этих двух лет также заниматься партийной системой, чтобы общество могло вступать в те партии, которые им нравятся. Весь мир избирается на партийной основе. Поэтому нам тоже надо работать над созданием и развитием партий, - говорит Ермурат Бапи.
Однако, в конце разговора с корреспондентом Ulysmedia депутат-самовыдвиженец все же проговорил, что, возможно, эксперты или же казахстанцы идею об упразднении выборов по одномандатным округам не поддержат.
А вот другой депутат-одномандатник – Бахытжан Базарбек намерен активно отстаивать права самовыдвиженцев.
- Новость о реформе парламенте была вполне ожидаемой. Потому что политическая реформа началась в 2022 году, и я сам неоднократно поднимал вопрос о том, что нам нужен однопалатный парламент. По поводу самовыдвиженцев я пока сказать что-либо не могу. Президент озвучил свою мысль, но 2027 года есть еще много времени и многое может измениться. Плюс надо понимать, что будет референдум, на котором народ будет отвечать на поставленные вопросы. Мы этот вопрос будем до 2027 года неоднократно поднимать, чтобы одномандатники были представлены в парламенте, - говорит Базарбек.
Сохранение депутатов-одномандатников может быть особенно актуальным в контексте упразднения сената.
- В сенате люди в основном работали на регионы. Из каждого региона было по 2 сенатора, которые поднимали те вопросы своих регионов. Сокращение этих полномочий насколько повлияет я не знаю, но думаю, что уменьшит полномочия регионов, - полагает сенатор Закиржан Кузиев.
Он подчеркивает – однопалатного парламента в Казахстане еще не было, как будет работать структура – пока неизвестно. Так что обсудить за ближайший год предстоит действительно многое.
Сенатор Евгений Больгерт также напоминает, что основная функция сената всегда была защита интересов регионов, от которых депуьаьы баллотировались. Что будет дальше – он пока не берется прогнозировать.
- Я могу сказать, что та функция, которая возложена на сенат, будет исполняться еще 2 года. На мой взгляд, основная задача сената по представлению интересов своих регионов является важной. И, думаю, она в том или ином виде останется. Мы, как депутаты от АНК, продолжим проводить некую дополнительную экспертизу законов на соблюдение равенства для всех наших граждан вне зависимости от этнической или иной принадлежности, - говорит он.
Также, как уверяют сенаторы, они не боятся остаться без работы – опыта достаточно, чтобы претендовать на самые различные должности.
Впрочем, далеко не факт, что 50 сенаторов в 2027 году автоматически станут безработными.
Как полагают депутаты мажилиса, сенаторы останутся в системе, просто перейдут в другой статус.
- Нет смысла просто распустить сенат, который выполнял роль фильтра, надсмотрщика за многопартийным мажилисом. И решения, которые удавалось в рамках мажилиса проводить, иногда возвращались к нам с возражениями сената. Такое, к сожалению, бывало. В рамках однопалатного парламента появится возможность принимать решения более оперативно в интересах общества. И мы будем предлагать в рамках реформы не распустить сенат, а количество этих депутатов прибавить к мажилису, чтобы при этом не было функции надсмотрщика, а было нормальное взаимодействие, - говорит Азат Перуашев.
В том, что однопалатному парламенту потребуется больше депутатов, чем сейчас мажиисменов, убежден и депутат Елнур Бейсенбаев.
При этом он подчеркивает, что смысл реформы парламента состоит в первую очередь в том, чтобы развить политические партии в стране.
- Я думаю, что из-за этой реформы политические партии задышат полной грудью, потому что глава государства сказал, что однопалатный парламент должен избираться по партийным спискам, - подчеркивает он.
Правда, самочувствие казахстанских партий – это отдельная тема для разговора, пока казахстанцы знают о них крайне мало. Возможно, ситуация и впрямь изменится. Во всяком случае депутаты верят, что партии уже становятся тем рупором, благодаря которому голос каждого казахстанца может быть услышанным.
Мажилисмен Айдос Сарым считает, что главный месседж Касым-Жомарта Токаева в том, что 2027 год хоть и не за горами, но достаточно далеко, чтобы политически активные казахстанцы смогли к нему подготовиться.
- Были мнения, что Казахстан спасет только однопалатный парламент – вот, пожалуйста. Была критика – выборы всегда объявляются внеурочно, партии не успевают подготовиться. Вот, пожалуйста, готовьтесь, - говорит он.
Как уверен Айдос Сарым, те, кто захочет участвовать в политической жизни Казахстана, успеет либо создать свою партию до 2027 года, либо вступит в одну из существующих.
Своим мнением о грядущих политических реформах активно делятся и казахстанские политологи. Газиз Абишев оценивает грядущую реформу, как усиление роли парламента. Он напоминает, что мажилис утверждает премьер-министра и состав правительства, а сенат – руководителей силовых ведомств и судей Верховного суда.
Однопалатный парламент, соответственно, будет делать и то, и другое.
- Учитывая, что выборы будут проводится только по пропорциональной системе - ключевые решения будут оставаться за партийным руководством, которое контролирует мандат партийного депутата. Другими словами, существенно возрастает роль лидера партии, добившейся большинства в Парламенте. И чем крепче это большинство - относительное, абсолютное или конституционное - тем сильнее позиции партийного лидера. В ситуации, если сохранится произвольный порядок распределения мандатов и какая-то партия заберёт более двух третей от общего числа мандатов, и председатель партии решит сам идти в Парламент на должность спикера - он будет играть одну из решающих ролей во всём государстве, - подчеркивает политолог.
Досым Сатпаев вспоминает историю появления в унитарном Казахстане двухпалатного парламента.
- В Казахстане появление двухпалатного парламента было следствием тех конфликтов, которые были у первого президента с Верховным советом в начале 90-х годов, где были сторонники создания парламентской республики. Но после референдума о новой Конституции, который прошел в августе 1995 года, мы получили тот парламент, который имеем сейчас, где сенат долгое время играл роль дополнительного предохранителя власти, - пишет Сатпаев.
При этом он подчеркивает, что в текущей ситуации однопалатный парламент может быть подготовкой к транзиту власти, а также к тому, что на должность спикера обновленного парламента гипотетически смогут претендовать экс-президенты.
Ну а выборы по партийным спискам, как полагает политолог, приведут к тому, что парламент будет более управляемым и подконтрольным.