Мир науки, первые места на международных олимпиадах, награды из рук президента… Откуда берутся эти дети? Кто они - вундеркинды с пеленок или результат титанических усилий родителей и школы? А может быть, секрет их успеха – в особой искре, которую нужно вовремя разглядеть и поддержать?
Корреспондент Ulysmedia.kz погрузился в истории победителей международных олимпиад – учеников Назарбаев Интеллектуальной Школы (НИШ), чтобы найти ответы на эти вопросы.
СЕРЕБРО - В КОДЕ, ЗОЛОТО - В ОБЩЕНИИ
Акежан Аскар завоевал серебряную медаль на международной Олимпиаде по информатике (IOI - 2025). Этот улыбчивый паренек – живое опровержение мифа об асоциальном программисте.
- Говорят, в основном, программисты такие молчаливые, зажатые, но Акежан у нас не такой. Он очень коммуникабельный, умеет найти общий язык и со взрослыми, и с детьми, – с гордостью подчеркивает мама Акежана, Мира Амангельдыевна.
По ее словам, он был таким с рождения.
- Даже когда ходил в садик, соседние группы всегда «брали его в аренду» и просили, чтобы он участвовал в их сценках, в танцах, – вспоминает она. Путь Акежана к коду, по словам его мамы, начался далеко не за клавиатурой.
- С младших классов он всегда участвовал в олимпиадах по математике. Изучал ментальную арифметику. Потом ходил на шахматы. Затем начал увлекаться кубиком Рубика. Он собирал все виды кубиков, но лучше всего у него получалось собирать кубик-Рубика 7х7.
Мама призера говори, что компьютер серьезно вошел в его жизнь в пятом классе, но решение связать с ним будущее он принял уже в стенах НИШ.
- Когда Акежан учился в седьмом классе, папа у него спросил: «Чем ты хочешь заниматься в жизни, по какому направлению двигаться?». Сын сказал, что ему нравится заниматься компьютерами, изучать информатику. А после этого начал усердно заниматься по этому предмету, – рассказывает Мира Амангельдыевна.
Вместе с тем, по ее словам, увлечение информатикой не заслоняет собой весь мир ее сына.
- Акежан очень разносторонний ребенок, он серьезно занимался плаванием, джиу-джитсу, а сейчас поддерживает форму в фитнес-зале. Он в совершенстве владеет английским. На олимпиаде в Боливии наш сын стал незаменимым помощником для тренера и в аэропорту помог решить проблему с визами.
Сейчас этот невероятно самостоятельный юноша сам определяет свою судьбу.
- Как я говорила, что он очень самостоятельный мальчик. Он сам выбирает в какой вуз будет поступать. Сам готовится и изучает, точно не говорит нам, но предпочтение у него, конечно же, - престижные мировые IT-университеты.
Путь Акежана – сплав природных способностей к точным наукам, огромного трудолюбия, поддержки семьи, давшей ему свободу выбора, и среды НИШ, предоставившей возможности.
БРОНЗА В ДНК, ЯЗЫКИ МИРА И ФИРМЕННОЕ ЖАРКОЕ
Обладательница бронзовой медали на международной олимпиаде по биологии (IBO - 2025) Айганым Балташева «белой вороной» среди сверстников себя не ощущает. Вместе с тем, ее любовь к биологии имеет глубокие корни.
- В самом раннем детстве мне очень хотелось стать врачом. У меня мама врач. Я считала, что таким образом я могла бы приносить наибольшую пользу обществу, – признается Айганым. –
- И, возможно, этот детский интерес к медицине у меня развился именно в интерес к биологии.
Как объяснила мама девушки Жанат Есимовна, подпитывали этот интерес научно-популярные каналы на YouTube и интеллектуальная атмосфера дома: дедушка Айганым был ректором педагогического института – представителем интеллектуальной элиты Целинограда.
А решающий толчок дала школа, точнее, внимательный учитель.
- Как-то на уроке биологии в седьмом классе Айганым рассказала очень интересный факт про ДНК, чем очень заинтересовала учителя биологии, которая тут же я предложила готовиться к олимпиаде. И замотивировала ее, – вспоминает мама.
- Да, именно школа всех своих учеников стимулирует двигаться по научным предметам, – соглашается с мамой Айганым.
Но жизнь Айганым – не монотонное заучивание терминов.
- Мне нравится заниматься спортом - просто фитнесом и физической подготовкой... Я поддерживаю себя в форме.
Кроме того, признается Айганым, в свободное от учебы время она рисует, гуляет с друзьями, и владеет не только казахским и русским, но и английским, немецким языками, а теперь еще учит корейский! Кроме того, она находит время и силы помогать другим.
- Я старалась вовлекаться в олимпиады, где могу быть членом жюри или составителем. Я также помогала в школе, обучая учеников младших классов. Тем самым я как бы вносила свой вклад в развитие школы – в благодарность за ее вклад в мое будущее.
На домашние дела у Айганым времени почти не остается, но готовить она любит.
- Готовлю, в основном, самые обычные блюда - жаркое, суп... Я бы не сказала, что все свое время трачу на учебу, и я бы никому этого не советовала - слишком длительные занятия негативно влияют на то, как мы усваиваем информацию, - говорит Айганым.
Свое будущее она видит на стыке биологии и инженерии. Девушка выбрала факультет биологии, мозга и инженерии, что практически близко к медицине, чем очень радует маму-кардиолога.
ЗОЛОТО НА КАРТЕ, ИСТОРИЯ В СЕРДЦЕ И КУЛЬТ «ТВОРЧЕСКОГО БЕСПОРЯДКА»
Золотой медалист международной Олимпиады по географии (IGeO - 2025) Андрей Енбахтов в детстве о географии и не помышлял.
- Я мечтал работать в профессии, связанной либо с экономикой, либо с международными отношениями, либо с политикой, - признается он.
И все же страсть к географии у него все-таки появилась, рассказала мама, Салтанат Енбахтова.
- Увлечение географией у него началось, наверное, когда он был маленький, и мы играли с ним в города. Знаете, есть такая игра, когда называешь букву, потом город, потом на последнюю букву другой город... Он мало отвечал, и это его подзадорило. Плюс ему бабушка подарила большую географическую карту. С этого момента он начал очень тщательно изучать флаги, стран, столицы стран.
Потом подключился YouTube и... история:
- Он очень интересовался историей Великой отечественной войны, Первой мировой, это его очень увлекало. В НИШ судьбоносную роль сыграл учитель.
- Учитель географии увидел мой интерес к науке и сам предложил готовиться к олимпиадам, - вспоминает Андрей.
- Именно он пробудил во мне интерес, помогал, всячески поддерживал на данном пути.
Андрей считает себя самым обычным парнем.
- Я воспринимаю себя обычным учеником. Поэтому в этом плане никаких негативных проявлений со стороны сверстников нет.
В классе он пользуется авторитетом, а его чувство юмора – предмет гордости всей семьи.
Хобби Андрея всегда были творческими:
- Я раньше лепил из пластилина, занимался выжиганием по дереву. Сейчас, конечно, я этому уже не так много времени уделяю. Но в целом мне нравятся другие способы самовыражения.
А еще у него, как и у многих увлеченных людей, свой порядок вещей.
Мама с улыбкой замечает:
- В бытовом плане он любит... творческий беспорядок. У него нельзя ничего трогать, потому что у него все лежит на своих местах, как ему кажется.
О планах на будущее в свои 16 лет Андрей говорит взвешенно:
- Надеюсь, успешно завершу учебу, получу достойное образование, чтобы обладать востребованными навыками... и при этом не растерять связей с друзьями и близкими.
Родителям нынешних учеников он дает мудрый совет, основанный на собственном опыте.
- Многие люди не понимают, зачем учиться в школе. Стоит правильно объяснять концепцию образования. Важно не заставлять ребенка посещать какие-то кружки, секции или заставлять учиться через силу, а пытаться объяснить смысл того, что он делает, почему важно получать образование. И если у ребенка появляется интерес к какой-то науке, стараться поддерживать его в нем, помогать развивать сильные стороны ребёнка, при этом не в ущерб его обычной жизни.
ХИМИЧЕСКИЙ КОКТЕЙЛЬ С БРЕЙКОМ, СЛАДОСТЯМИ И ФОКУСАМИ
Кирилл Ким завоевал золотую медаль на международной Олимпиаде по химии, при этом парень стал живым воплощением постулата «талантливый человек – талантлив во всем!».
- Всю жизнь я занимался всем, чем приходилось - плавание, фехтование, моделирование, - откровенничает Кирилл.
- В настоящее время занимаюсь брейкдансом, хожу в тренажерный зал, готовлю всякие сладости и иногда показываю фокусы.
Его девиз по жизни прост и эффективен: «Не попробуешь, не узнаешь!». Химия в НИШ стала его страстью, но лишь одной из граней яркой личности. Кулинария вошла в его жизнь неожиданно.
- Выпечка тортов в моей жизни появилась на карантине. И что может лучше отвлекать от грустных мыслей, чем еда?
А фокусы, по признанию парня, – способ удивлять.
- Мне всегда нравилось удивлять людей, а потому фокусы стали идеальным занятием для меня.
В НИШ Кирилл нашел нечто большее.
- Придя в НИШ, я встретил великолепных людей, которые впоследствии стали моими лучшими друзьями.
Его отец, Владимир Ким, с гордостью говорит о сыне.
- В жизни Кирилл - обычный ребёнок со своими интересами, со своими тараканами. Более серьезный, наверное, более вдумчивый, чем остальные дети. Среди сверстников он выделяется нестандартным мышлением. Но, с другой стороны, конечно, какие-то простые вещи он может не знать или не понимать.
Итог уникального сочетания таланта, невероятного трудолюбия и смелости пробовать новое – ошеломителен.
- Результатом всех его стараний, терпения, труда, бессонных ночей, нервов стало поступление в топ-вуз мира - Массачусетский институт технологий. При этом институт предоставил полный грант на обучение - проживание, питание и оргтехника.
Отец подчеркивает феноменальность достижения:
- Насколько я помню, в этом году около 30 тысяч абитуриентов подавали заявки в этот ВУЗ. И только 4,5% по всему миру смогли пройти порог, один из них - наш сын Кирилл.
ХИМИЯ, ФУТБОЛ С НЕЗНАКОНЦАМИ И ПРОФЕССОРСКИЕ ГЕНЫ
Мама золотого призера международной олимпиады по химии Абылая Кабдулхадыра, Жанара Картабаева, начинает рассказ о сыне с его удивительной коммуникабельности.
- Аблай изначально был очень контактным, он всегда находит общение, может даже зайти во двор, на футбольном поле познакомиться с ребятами и потом легко с ними общаться.
Такая легкость в общении контрастирует с его феноменальными способностями, проявившимися очень рано.
- С детства у Аблая была предрасположенность к математике, - вспоминает мама.
- Он с четырех лет складывал, отнимал трехзначные цифры. К нам приходили гости и удивлялись, споря, кто будет состязаться с Аблаем в счете в уме.
Детство победителя международной олимпиады по химии было наполнено развивающими играми. Мама покупала ему не машинки и пистолетики, а конструкторы и книги.
А дальше мальчик сам проявил инициативу.
- В школе он сам записался на шахматы, потом поступил в информационный класс.
Решение идти в НИШ тоже принял Аблай. Он попросил маму: «Можно, я тоже попробую?». Получив согласие, сдал экзамены и поступил без подготовок.
Химия увлекла его уже в НИШ.
- Я думаю, любовь к химии досталась ему от дедушки со стороны папы, - рассуждает мама парня.
Дедушка Аблая преподавал химию в Карагандинском университете имени Букетова. Мама не скрывает, что переживала за сына.
- Такие усилия нужно прикладывать, чтобы победить на олимпиаде! Он по 3-4 часа не отрывался от учебников. Я его гнала гулять, боялась, что он не социализированный будет.
Но опасения мамы оказались напрасными.
- Наоборот, за счет химии, за счет олимпиад друзей у него стало больше - по всему миру. Раньше он увлекался карате, футболом, баскетболом, сейчас играет в настольный теннис. А еще участвует в разговорном клубе на английском языке.
- Он очень чувствительный, считывает настроение родителей, готов всегда поделиться своими мыслями, переживаниями. Он очень благодарный ребенок... Открытый... Добрый.
И добавляет с улыбкой о бытовых тонкостях:
- Некоторые бытовые вещи, которые для меня логичны, для него – непонятны.
СЕКРЕТЫ «ОЛИМПИЙСКОГО» ОГНЯ
Так откуда же берутся исключительные дети? Глядя на Акежана, Айганым, Андрея, Кирилла и Абылая, понимаешь: единого рецепта нет. Это всегда уникальный сплав.
Почти в каждой истории есть момент, когда чуткий взрослый (родитель, учитель, тренер) заметил интерес и дал ему разгореться. Для Акежана это был вопрос отца о будущем и среда НИШ. Для Айганым – учитель биологии, пораженный ее знанием о ДНК. Для Андрея – учитель географии, разглядевший потенциал. Для Абылая – тренер, пробудивший любовь к химии. А для Кирилла – сама возможность пробовать в НИШ. «Не попробуешь – не узнаешь». Без этой поддержки искра могла и угаснуть.
Что еще? Труд, труд и еще раз труд. Феноменальные врожденные способности, как у Абылая с его молниеносным счетом, – редкость. Гораздо чаще победу кует упорство, граничащее с подвигом.
Среда единомышленников. НИШ - это не просто школа. Это катализатор.
- НИШ проводит сначала сетевой этап. Потом отбирает школьников на республиканские сборы. И все это дисциплинирует школьников и мотивирует их, – подчеркивает мама Айганым.
Это сильные педагоги-мотиваторы, это сверстники, которые горят тем же огнем, это особая атмосфера устремленности.
Родители: навигаторы, атланты и фанаты. Они не ломали детей «через колено». Они были мудрыми союзниками. Помогали выбрать свой путь, создавали среду, подставляли плечо в самые напряженные моменты, брали на себя бытовые заботы, безоговорочно верили. И, что очень важно, разрешали пробовать.
И, наконец, они сами. Их поразительная самостоятельность, железная дисциплина и трудолюбие. Их смелость выходить из зоны комфорта и умение балансировать. Их врожденная коммуникабельность и открытость миру. И, самое главное - неугасимая страсть к своему делу. Именно она стала топливом, которое превращает труд в триумф.
Эти пятеро – не «инопланетяне» и не продукты «натаскивания». Они – обычные казахстанские ребята с необыкновенной целеустремленностью и разносторонними интересами. Они танцуют брейк, собирают кубики Рубика, играют в футбол, готовят жаркое, изучают флаги, помогают решать визовые проблемы, шутят, волнуются, мечтают. И они блестяще доказали, что быть олимпиадником – значит быть увлеченным, разносторонним и по-настоящему живым человеком, для которого наука – не сухая обязанность, а захватывающее приключение. Их истории кричат: «Горят – значит, смогут!» И это, пожалуй, самый главный секрет.