Депутаты мажилиса в среду единогласно приняли поправки, запрещающие «пропаганду нетрадиционной сексуальной ориентации». Штрафы до 40 МРП или арест на 10 суток грозят тем, кто будет распространять подобный контент среди несовершеннолетних. Правозащитники называют это началом легитимизации дискриминации, а вице-министр культуры и информации Евгений Кочетов не смог внятно объяснить, как именно фильм может изменить сексуальную ориентацию подростка, передает Ulysmedia.kz.
Инициатором поправок выступила группа из 18 депутатов. Их включили в законопроект по вопросам архивного дела и ограничения распространения противоправного контента. На пленарном заседании 12 ноября депутат Елнур Бейсенбаев заявил, что законопроект направлен на защиту детей от негативного контента в интернете.
- В связи с возрастающей озабоченностью общества вопросами защиты детей и подростков от негативного контента в цифровом пространстве в законопроект были внесены поправки, запрещающие пропаганду педофилии и нетрадиционной ориентации в публичном пространстве, — сказал он.
По словам Бейсенбаева, дети «ежедневно сталкиваются в интернете с информацией, способной негативно повлиять на их представления о семье, нравственности и будущем». Депутат подчеркнул, что речь не идет о запретах или отмене людей, принадлежащих к сообществу ЛГБТ.
- Никто не ограничивает их личные права. Вводимые нормы устанавливают рамки публичного распространения такой информации, что соответствует общепринятой международной практике, — добавил депутат.
Другой депутат Никита Шаталов раскритиковал семь международных правозащитных организаций, потребовавших отклонить поправки. По его словам, никто не может указывать казахстанских депутатам, какие нормы принимать.
- Это нонсенс, чтобы кто-то путем информационного давления навязывал нам свою точку зрения. Говоря о нарушении международных обязательств, эти организации сами своим заявлением нарушают международную практику, пытаясь давить на нас, - заявил Шаталов.
Он сослался на статью 17 Конвенции ООН о правах ребенка, которая обязывает государства защищать детей от информации, наносящей вред их благополучию. По словам депутата, парламент Казахстана «действует в строгом соответствии с международными обязательствами, а не вопреки им».
Вице-министр культуры и информации Евгений Кочетов в кулуарах заседания уточнил наказания за нарушение закона. За первый случай распространения противоправного контента предусмотрен штраф 20 МРП, за повторный - 40 МРП или ограничение свободы на 10 дней.
- Если речь идёт о фильмах или материалах 18+, и они демонстрируются исключительно для взрослых, ограничений не будет. Но если там содержится пропаганда среди несовершеннолетних, такой контент будет блокироваться, — пояснил Кочетов.
Однако на прямой вопрос «Если я посмотрю сцену с ЛГБТ, я стану геем?» - вице-министр ответил уклончиво.
- Если вы просто человек, то согласно исследованиям, ваша психика более устойчивая и вы не подвержены этим вещам. Речь идёт о детях, - сказал он.
Кочетов объяснил необходимость закона тем, что «в подростковом возрасте психика достаточно подвижна, ребёнок легко поддаётся воздействию». При этом чиновник затруднился ответить на вопрос, зачем нужен запрет, если даже взрослые «не подвержены влиянию».
Директор Human Rights Consulting Group, сооснователь правозащитной ЛГБТКИА+ инициативы REQUEST Арсен Аубакиров в комментарии Ulysmedia.kz назвал решение мажилиса «тревожным и опасным шагом».
- Поправки, вводящие понятие и административную ответственность за так называемую «пропаганду ЛГБТ», представляют собой акт дискриминации, нарушение принципа равенства перед законом и фактическое введение цензуры в публичном пространстве, - заявил Аубакиров.
Он подчеркнул, что закон создает неопределенность и ставит под сомнение любое публичное действие или высказывание.
- Это не юридическая мера — это политический шаг, создающий атмосферу страха и неопределённости. Он ставит под сомнение любое публичное действие, любое высказывание, любое самовыражение, обозначение своей идентичности, которое может быть произвольно обозначено как "пропаганда". Одновременно это разрешает и мотивирует язык ненависти, - сказал правозащитник.
Аубакиров отметил, что поправки противоречат пункту 3 статьи 39 Конституции Казахстана, который гласит: «Не допускается ни в какой форме ограничение прав и свобод граждан по политическим мотивам».
Его коллега, правозащитница Татьяна Чернобиль обратила внимание на то, что ЛГБТ-сообщество в Казахстане уже не защищено законом. В стране нет антидискриминационного законодательства. Запрещающая дискриминацию статья в Конституции не защищает ЛГБТ-людей ни на словах, ни на практике. Статья 145 Уголовного кодекса о равноправии человека и гражданина носит декларативный характер.
Депутаты проголосовали за поправки единогласно. Теперь законопроект должен пройти сенат и получить подпись президента. Если это произойдет, Казахстан окончательно присоединится к странам, где «пропаганда ЛГБТ» карается законом.
Но осталось непонятым, как именно будет определяться «пропаганда»: что попадет под запрет - радужный флаг в соцсетях, упоминание однополых партнеров в фильме или публичное высказывание о равенстве? На это депутаты не смогли дать четких ответов. При этом правозащитник Арсен Аубакиров заявил, что планирует обратиться в Конституционный суд.