Дымовая завеса: как под флагом борьбы с курением в Казахстане создаются комфортные условия для контрабанды

Ильяс Бахыт
Коллаж Ulysmedia

Борьбу с таким опасным пороком, как курение, Казахстан ведет уже много лет подряд. Но успехи в этой битве весьма сомнительные: по итогам ежегодного мониторинга Бюро нацстатистики, за год в стране вдвое вырос процент курящих подростков. Ulysmedia.kz попытался понять, почему, несмотря на все запреты, молодежь не прочь затянуться сигаретой.

Мнимое благополучие

Каждый год БНС ведет учет курящих казахстанцев. И, по итогам 2025 года зафиксирована явная победа: их число снизилось за год на целых 3,5%.

Правда, при ближайшем рассмотрении здесь усматриваются явные противоречия. Начнем по порядку. В 2024 году был зафиксирован рост числа курильщиков с 19,4% до 20,7%, при этом опрошено было 15 тысяч домохозяйств.

В этом году – снижение, но и опрошено всего 12 тысяч домохозяйств, то есть очевидно, что выборка стала уже. И это при том, что ежегодно количество самих казахстанцев растет примерно на 1%, то есть, если разобраться, в абсолютных числах количество курильщиков в Казахстане не только не уменьшилось, но наоборот, выросло.

И, наконец, самое тревожное: статистика фиксирует снижение курильщиков во всех возрастных группах, кроме одной. Число курящих подростков за год выросло с 1,2% до 3,6%.

Между тем, именно на защиту этой категории граждан и были, вроде бы, направлены все антитабачные кампании. Именно из-за них сначала решили кратно поднять акцизы на табак, потом на пачках сигарет стали публиковать жуткие картинки последствий курения, потом спрятали сигареты в магазинах в непрозрачные прилавки, потом запретили оборот никотинсодержащей продукции. Что еще запретить, чтобы дети даже не начинали курить?

Поздно начали и пошли «не туда»?

Как предполагают эксперты, проблема подросткового курения во многом связана с бурным развитием рынка электронных сигарет, которые несколько лет назад наводнили отечественный рынок из-за географической близости их основного поставщика - Китая. «Одноразки» были на любой вкус: клубничные, банановые, кокосовые, персиковые и так далее – все и за полгода не перепробуешь. А внутри – ударная доза никотина, который вызывает привыкание.

Сейчас вейпы и электронные сигареты в Казахстане полностью запрещены. Но купить их по-прежнему можно, правда, раз в 10 дороже, чем раньше и с определенными сложностями.

Возможно, те подростки, у кого нет денег на дорогие «одноразки», и перешли на обычные сигареты? Но как это допустили казахстанские антитабачники?

За здоровье нации или по чьей-то указке?

Самая активная противница сигарет и никотина в Казахстане – глава общественного фонда «Темекісіз» Джамиля Садыкова. Борьбу с курением в масштабах всей страны она ведет до сих пор, вот только с каждым разом ее инициативы выглядят все сомнительнее.

К примеру, последняя – отменить разработку отечественного техрегламента на никотинсодержащую продукцию. Как переживает Джамиля Женисовна, табачное лобби через этот техрегламент «протащит» разрешение на электронные сигареты, снюсы и еще мало ли на что.

Между тем, этот техрегламент Минторговли предлагало разработать еще в 2020 году, когда на казахстанский рынок только начали заходить первые китайские «одноразки». Но Джамиля Садыкова всячески инициативу блокировала.

Как итог – прошло 5 лет, «одноразки» в Казахстане есть, новая волна курильщиков тоже формируется, а техрегламент по-прежнему на стадии разработки.

Не заставили казахстанцев бросить курить и многочисленные повышения акцизов, которые, кстати, тоже инициировала Джамиля Садыкова.

Единственное, к чему привели все ее инициативы в сухом остатке, это многократный рост контрабанды никотиновой продукции в Казахстан. В 2023 году, по официальным данным, нелегально к нам попало около 10% всей табачной продукции, что по самым скромным подсчетам, нанесло ущерб бюджету страны в размере 33 млрд тенге.  Теперь сюда же надо прибавить электронные сигареты. Только за первое полугодие 2025-го у нелегальных торговцев такого рода продукции было изъято и уничтожено на 1,8 млрд тенге.

А сколько не было найдено – история вообще умалчивает.

У некоторых казахстанцев, глядя на сомнительные инициативы фонда «Темекісіз» не единожды возникали сомнения – в чью же пользу трудится Джамиля Садыкова? Но она всего единожды признала свою связь с главным мировым антитабачником Майклом Блумбергом.

Однако в исследовании международного аналитического центра GSGR «Разоблачение табачного дыма: оценка эффективности кампании Bloomberg против табака» утверждается, что госпожа Садыкова по-прежнему получает гранты от организаций, аффилированных с Блумбергом

   - Существуют опасения, что инициативы Bloomberg могут быть больше сосредоточены на политических баталиях, чем на снижении уровня курения или улучшении показателей общественного здравоохранения. Антитабачные инициативы Bloomberg выходят за рамки налогов и ограничений рекламы и включают прямое взаимодействие с политиками и финансирование лоббистской деятельности, - предупреждают авторы исследования.

Впрочем, продвигать антитабачное законодательство выгодно не только Блумбергу, но и всемирной организации здравоохранения.

В 2024 году ВОЗ впервые выпустила рекомендацию лечить зависимость от табака при помощи медикаментов. 

В интернете рекомендуемые ВОЗ таблетки стоят от 6500 тенге за упаковку. Но курильщикам можно не переживать о своих кошельках:

  - Сочетание медикаментозных методов и поведенческой терапии позволяет значительно повысить успешность попыток отказа от табака. Странам рекомендуется повышать доступность таких методов лечения, предлагая их бесплатно или на льготной основе, особенно в странах с низким и средним уровнем дохода, - рекомендуют добрые люди из ВОЗ.

Мы же напомним, что льготные лекарства покупаются за счет бюджета, то есть налогов, которые платят как курильщики, так и не курильщики. А по недавно опубликованным данным, миллиарды тенге, выделенные на «бесплатную» медицину, ушли «налево» через различные приписки.

Но для фармацевтического рынка идея, конечно, привлекательная: в Казахстане по официальным данным курит 3 млн человек, это ж сколько денег на их оздоровлении можно заработать!

При этом антитабачники настроены категорически: любые изделия, содержащие никотин, должны быть подвержены строгой обструкции в Казахстане.

Запретный плод и прочие нюансы

Социологи и психологи, а также сами казахстанцы, думают иначе.

  - Запреты не работают. Пример с кальянами: несмотря на запрет 2020 года, в заведениях по-прежнему подают кальяны, а бизнес ушёл в тень. Та же картина наблюдается с вейпами: даже после введенного в июне 2024 года запрета на их ввоз, продажу и распространение, потребление среди взрослых выросло, а доля электронных сигарет в еженедельном объеме табачной продукции увеличилась с 0,8% в 2022 году до 10,1% в 2025 году. Более того, опрос показал, что 52% сохранили привычку к вейпам даже после запрета, что подтверждает – ограничительные меры не снижают спрос, а лишь переводят его в нелегальный сектор. Несмотря на то, что прошёл год с момента введения запрета на потребление вейпов, 66,7% пользователей по-прежнему отмечают, что видели, как кто-то использует электронные сигареты или вейпы за последний месяц; ответ «нет» дали только 16,9% опрошенных, - говорит социолог, координатор проектов ЦСПИ «Стратегия» Азат Мухамедиев.

Он уже несколько лет ведет мониторинг отношения населения к табачной продукции и отмечает, что не работают и «страшные» картинки на пачках сигарет: сначала некоторые люди перекладывали сигареты из пачек в портсигары, а теперь просто не замечают этих картинок. 

  - По моему мнению, если мы действительно хотим снизить уровень потребления табака, следует делать акцент не на визуальные предупреждения, а на экономические стимулы. В ряде стран, таких как Нидерланды, Новая Зеландия, Великобритания и США, успешно применяются финансовые стимулы - денежные бонусы, скидки и ваучеры для тех, кто бросает курить, - говорит он.

Кроме того, опросы показывают, что курильщики со стажем голосуют «за» замену вредных сигарет менее вредными никотин содержащими продуктами, с учетом строго регулирования их оборота и повышения информированности общества о вреде курения.

  - Данные опросов показывают, что потребители хотят переходить на бездымные альтернативы сигаретам, так как отмечают при этом переходе уменьшение кашля и одышки. Но они также указывают на то, что достоверной информации о бездымных никотин содержащих продуктах в Казахстане недостаточно. У них есть запрос на такого рода информацию и его игнорирование, при введении ограничений, усиливает позиции традиционного табака и препятствует реализации потенциала снижения вреда, - предупреждает Азат Музамедиев.

Эксперты рекомендуют выстраивать четкие рамки регулирования, ориентируясь на успешный зарубежный опыт. К примеру, в Швеции за 20 лет число курильщиков снизилось почти вдвое, до 6% от общего числа граждан. Их секрет – альтернатива. Именно в этой стране появился такой продукт, содержащий никотин - снюс. Так же здесь поощряется переход от вредных сигарет к более мягким электронным, а также к изделиям с нагреваемым табаком. По такому же пути пошли многие развитые страны.

Однако Казахстан, как и другие развивающиеся государства, под нажимом общественников и ВОЗ, выбрал политику тотального запрета и кратного повышения цен на всю никотин содержащую продукцию.