Подписание мирного соглашения между Азербайджаном и Арменией, которые находились в перманентном конфликте более 30 лет, многие мировые политологи уже назвали крупнейшей дипломатической победой американского президента Дональда Трампа. Однако, праздновать должен не только он, но и, к примеру, казахстанский президент Касым-Жомарт Токаев. Вместе с политологами Ulysmedia.kz объясняет: в чем заслуга и выгода Казахстана в историческом событии, а также какие потенциальные выгоды и проблемы для СНГ может нести этот мир.
8 августа в Вашингтоне президент Азербайджана Ильхам Алиев и премьер-министр Армении Никол Пашинян, в присутствии президента США Дональда Трампа, подписали соглашение о полном прекращении боевых действий. Как заявил Трамп, он гарантирует исполнение этого соглашения, а Пашинян и Алиев, как бы подтверждая заслуги Трампа, сказали, что, возможно, вместе напишут в Нобелевский комитет прошение о присуждении Трампу Нобелевской премии мира.
Пресс-служба президента Казахстана оперативно выпустила сообщение, в котором отмечается, что Касым-Жомарт Токаев считает подписанное в Вашингтоне соглашение о мире между Азербайджаном и Арменией исторически важным достижением, а также напоминается, что и Казахстан многое делал для достижения этого мирного договора.
Вице-президент Центра народной дипломатии Казахстана, международный политический эксперт Виталий Колточник подчеркивает: сообщение из Акорды не просто протокольное поздравление.
- Вашингтонская декларация между Арменией и Азербайджаном - это не только историческое завершение 35-летнего конфликта, но и важный дипломатический актив для Казахстана. Наша страна не просто наблюдатель: она уже стала признанной постоянной площадкой для диалога в регионе. 10-11 мая 2024 года в Алматы впервые в истории Казахстан принял глав МИД Армении и Азербайджана, Арарата Мирзояна и Джейхуна Байрамова. Переговоры прошли при участии главы МИД Казахстана Мурата Нуртлеу и были посвящены будущему мирному договору и вопросам делимитации границы, - напоминает он.
Те переговоры прошли в том же «Круглом зале», где в декабре 1991 года была подписана Алма-Атинская декларация, определившая административные границы бывших союзных республик СССР. И на принципах той же декларации теперь строится пограничное урегулирование между Баку и Ереваном.
- Президент Касым-Жомарт Токаев, предложивший площадку для переговоров, подчеркнул, что устойчивое развитие возможно только в условиях мира и гармонии. Для него миротворчество - это не разовая акция, а системная политика. Казахстан активно продвигает себя как нейтрального и надежного посредника, которому доверяют и на Востоке, и на Западе, что особенно ценно на фоне геополитических разногласий, - говорит Виталий Колточник.
Говоря о плюсах, которые наша страна получит от мирного договора между Азербайджаном и Арменией, политологи в первую очередь, конечно, говорят о развитии логистики.
- Открытие новых транспортных маршрутов, включая «Маршрут Трампа», способно увеличить грузопотоки через Центральную Азию и расширить торговые связи. Экономические выгоды будут сочетаться с ростом политического веса страны как регионального хаба дипломатии, - говорит Колточник.
В то же время, как подчеркивает профессор международных отношений, Максут Нарикбаев Университета Икболжон Корабоев, Казахстан в принципе рад окончанию почти 40-летнего конфликта между дружественными ему странами.
- Азербайджан является одним из ближайших партнеров Казахстана. Наши страны активно взаимодействуют в рамках различных форматов — Организации тюркских государств, Каспийского сотрудничества, двусторонних связей, а также в рамках проекта «Зелёный коридор» между Азербайджаном, Казахстаном и Узбекистаном. Мы рады, что Азербайджан смог восстановить контроль над своими территориями, причем в рамках норм международного права, - подчеркивает он.
Речь идет о Зангезурском коридоре - небольшом участке пути, который связывает основную территорию Азербайджана с его эксклавом Нахичеванью. В 1994 году, когда начался первый Карабахский конфликт, Армения разобрала этот участок Закавказской железной дороги, отрезав таким образом наземный путь из Баку в Нахичевань.
Сообщение между регионами осуществлялось только по воздуху, либо через территорию Ирана.
Фото: https://nangs.org/
В начале 2000-х обсуждался вопрос восстановления сообщения Баку с Нахичеванью в обмен на отказ от притязаний на Нагорный Карабах, однако азербайджанский парламент отказался подписывать такой договор.
В 2020 году, когда Азербайджан официально взял контроль над Нагорным Карабахом, Алиев вновь поднял вопрос создания Зангезурского коридора. Согласно подписанному 9 ноября 2020 года трехстороннему соглашению между Азербайджаном, Арменией и Россией о прекращении огня, заявлялось о “разблокировке всех экономических и транспортных связей в регионе”. И, как заявлял Алиев, это значило именно строительство Зангезурского коридора.
Однако, армянская сторона опасалась, что в таком виде магистраль станет поводом для новых притязаний Азербайджана на ее территории и отрежет страну от сообщения с Ираном, поэтому всячески блокировала проект.
Теперь же, согласно достигнутым в Вашингтоне договоренностям, развивать Зангезурский коридор будут США. И это, как уверен Икболжон Корабоев, выгодная для всех сторон история.
- Особое значение это соглашение имеет для развития Среднего коридора. Казахстан является одним из ключевых участников этого транспортного маршрута, и как мирное урегулирование, так и открытие Зангезурского коридора способны существенно повысить эффективность и стабильность Среднего коридора. До сих пор в его преимуществах участвовали в основном Азербайджан и Грузия, получая выгоды как от транзита, так и от роста внутрирегиональной торговли. Армения же оставалась в стороне. Теперь, при условии успешной реализации условий мирного соглашения, у Еревана появляется возможность присоединиться к этому проекту, что улучшит региональную связанность, торговлю и сотрудничество. Для Казахстана это позитивный сигнал, так как Средний коридор — важнейший элемент устойчивости внешнеторговых операций страны и укрепления связей в широком региональном контексте, - говорит он.
Важным для всех сторон, в том числе Казахстана, является именно участие США в проекте.
- Это может стимулировать приток инвестиций и интерес со стороны других стран, что принесет дополнительные выгоды и Казахстану. Не исключено, что наша страна сможет принимать участие и в операциях Зангезурского коридора, тем более что в его развитии предусмотрено участие иностранных компаний, - предполагает профессор международных отношений.
Практически сразу негативно на договоренности о переименовании Зангезурского коридора в “маршрут Трампа ради международного мира и процветания” и в целом против данного маршрута высказался советник верховного лидера Ирана Али Акбар Велаяти.
- Разве Южный Кавказ — это ничейная территория, чтобы Трамп мог ее арендовать? Кавказ — одна из самых чувствительных географических точек мира, и этот коридор станет не “транзитным путем в собственности Трампа”, а “кладбищем для его наемников”, - заявил он.
Официальный Кремль отреагировал на новости из Вашингтона весьма сдержанно, напомнив лишь о том, что И Армения, и Азербайджан являются участниками иных, заключенных ранее договоренностей и коалиций, заявлений о выходе из которых ни одна сторона пока не подавала.
При этом российские СМИ уже публикуют мнения о том, что как минимум Армения должна быть возмущена договоренностями в США.
Политический аналитик Сагит Бакиров отмечает: выгоды бесспорны и для Азербайджана, и для Армении и для всех стран СНГ.
- Согласно сделке, США, как очевидно, получили достаточно широкие права на транспортный коридор. Конечно, не бесплатно. Деталей соглашения пока не обнародовано, но в любом случае, думаю, там прописаны арендные платежи за пользование территорией. Все структурировано как концессия, в рамках которой американские партнеры будут управлять маршрутом и развивать его, при этом Армения сохраняет за собой юридические права на землю маршрута. То есть, эта страна получит арендные платежи, инвестиции в развитие регионов и гарантии безопасности от Вашингтона, - отмечает он.
При этом, как подчеркивает Бакиров, у Казахстана, как и у других стран региона появились более четкие и выгодные перспективы развития Среднего коридора, но есть и политические выгоды.
- Отдельно надо отметить роль США в этом процессе. Это сигнал, что Вашингтон все активнее вовлекается в евразийские дела и в вопросы инфраструктуры, а также безопасности. Для стран СНГ это создает больше пространства для маневра - появляются альтернативы в выборе партнеров и форматов взаимодействия, а значит и больше возможностей для выстраивания своей внешней политики, - говорит он.
В то же время надо понимать, что за громкими заявлениями Ирана кроются вполне очевидные экономические мотивы: альтернативой Зангезурскому коридору в реализации Транскаспийского международного транспортного маршрута с 2023 года рассматривался Аргузский коридор. Он предполагался из Азербайджана по территории Ирана до Турции, но был примерно на 100 км длиннее, чем Зангезурский. В условиях отсутствия более короткой альтернативы, этот маршрут уже был начат, но теперь его реализация под вопросом.
Между тем, СНГ в целом, а Армения и Азербайджан в частности, исторически считались “сферой интересов” России. И поверить в то, что российский президент Владимир Путин безболезненно принимает дипломатические победы Трампа, очень сложно.
Как полагают опрошенные Ulysmedia эксперты, отказываться от своей роли в регионе Россия не планирует.
И, тем не менее, как полагает Виталий Колточник, некоторые сдвиги неизбежны.
- Бесспорно, Вашингтонская декларация стала символом изменения баланса сил в Южном Кавказе. Личная вовлеченность Дональда Трампа и подписание соглашения в Белом доме демонстрируют, что США успешно зашли в нишу, где ранее доминировала Россия, - говорит он.
Колточник подчеркивает - мирный процесс уже не связан с Минской группой ОБСЕ, которая долгие годы работала под сопредседательством Москвы, Вашингтона и Парижа.
Но это - отличная возможность для выхода на авансцену мировой политики Казахстана, особенно в контексте присвоения нашей стрнане статуса средне державы.
- Теперь, вместо многосторонней тяжеловесной конструкции, стороны делают ставку на прямой диалог при поддержке тех, кто реально способен продвинуть процесс с мертвой точки по плоскости живых и дееспособных решений. В этом контексте Астана выгодно отличается от традиционных силовых посредников: здесь нет политического давления, а есть создание комфортных условий для договоренностей по принципу “win-win”, – резюмирует он.
Икболжон Корабоев полагает, что для России южный Кавказ стал менее приоритетным в данный момент, но стратегически регион все еще важен для нее и может использоваться как козырь в международных переговорах.
- Скорее, здесь уместно говорить не об ослаблении влияния России, а о перераспределении ее стратегических приоритетов. В условиях конфликта с Украиной Москва сосредоточила значительную часть внимания на восточноевропейском направлении. Это заставляет её рассчитывать и расставлять приоритеты, а процессы в Южном Кавказе в последние годы всё больше приобретают эндогенный, внутренний для региона характер. Тем не менее Россия остаётся неотъемлемой частью этого региона и сохраняет серьезные позиции и ресурсы для влияния, если сочтет это необходимым. Речь идёт скорее о тактических решениях и выборе ближайших задач, чем о стратегическом отступлении, - подчеркивает Икболжон Корабоев.
Он полагает, что вопрос Южного Кавказа еще будет использован Россией, не исключено, что буквально на днях, во время переговоров все с тем же Дональдом Трампом на Аляске.
А вот в каком контексте - станет известно уже на днях.