Нефтяная зависимость экономики страны может сыграть с Казахстаном очередную злую шутку. ОПЕК+ отказался от планов сокращения добычи ради поддержания цен, и ситуация складывается двоякая. Ulysmedia.kz разбирался, чем может обернуться решение организации нефтедобытчиков для Казахстана.
В воскресенье, 3 августа, ОПЕК+ объявил, что корректирует объемы добычи в сторону увеличения - на 547 тысяч баррелей в сутки (б/с) начиная с сентября. Заседание представителей стран-участниц длилось всего 16 минут, что говорит о полном единодушии. Это можно расценивать, как полное сворачивание пакета добровольных сокращений, который действовал ранее.
По сообщениям различных источников в кулуарах организации обсуждается возможность отказаться от еще одного ограничения добычи нефти (на 1,65 млн б/с) уже к концу 2025 года, что на год раньше запланированного срока.
Для Казахстана, как члена ОПЕК+, это может означать изменение квот на добычу. С одной стороны, увеличение разрешенного объема производства выгодно для страны, так как позволит нарастить экспорт и доходы от продажи нефти.
Однако, если избыток предложения приведет к снижению цен, это может негативно сказаться на экономике. В бюджете на 2025 год цена на нефть заложена на уроне 75 долларов за баррель. Еще месяц назад, на фоне конфликта на Ближнем Востоке, она вплотную приблизилась к комфортному для страны уровню. Но, после решения ОПЕК+ ситуация начала кардинально меняться. Буквально за сутки цены на нефть упали почти на 4% до $69,7 за баррель.
По мнению эксперта нефтяной отрасли Олжаса Байдильдинова от отказа убрать ограничения на добычу Казахстан выиграет не много.
- Безусловно, нефтяные котировки будут под давлением. Но в целом, это совпадает с производственными планами Эмиратов и Саудовской Аравии. Они могут выплеснуть на рынок порядка 2 млн баррелей в сутки в ближайшее время. У Эмиратов есть довольно серьёзная программа финансирования, которая как раз в 2025- 2026 году, завершится. И они могут добывать на полке до 5 млн баррелей в сутки, то есть делать почти в 2,5 раза больше, чем Казахстан, - говорит эксперт.
Вообще, по мнению, Олжаса Байдильдинова, можно предполагать, что решение ОПЕК+ снять ограничения с добычи, говорит о том, что сама идея организации себя изжила.
Олжас Байдильдинов
- Я уже говорил, что это «братство кольца» рано или поздно распадётся. Это ситуативный союз, поэтому долго существовать не мог. Он, безусловно, был необходим для стабилизации нефтяных цен, но все-таки у стран разные условия, разное влияние на рынок и разная в целом политика. ОПЕК, безусловно, как организация, которая существует уже давно, сохранится в любом случае. Но вот этот «плюс», в который в том числе, входят, Россия и Казахстан, довольно разрозненный. У России сейчас в целом закрыты данные по добыче. По экспорту страна находится под санкциями и не всегда понятно, какие уровни вообще сейчас есть и куда они направляются. У Казахстана, очень ограниченное воздействие на собственную добычу. У нас 70% нефтедобычи это СРП (Соглашения о разделе продукции с иностранными компаниями) и стабилизированные контракты. Влиять на них министерство энергетики или правительство не может, - считает эксперт.
Ранее, правительство Казахстана уже в принципе давало понять, что не собирается придерживаться квот на добычу.
- Будем действовать только исходя из национальных интересов. У нас идёт процесс увеличения добычи на ТШО, мы будем всячески это поддерживать, - сказал министр энергетики Ерлан Аккенженов в апреле 2025.
При этом его заместитель Алибек Жамауов позже добавил:
- Мы ОПЕК уже сказали, что мы сокращаться не собираемся и будем добывать по нашим мощностям.
Это было после визита в Казахстан Генерального секретаря ОПЕК Хайсама аль-Гайса. Так что не исключено, что отказ от ограничений на добычу, в том числе связан и с заявлениями Казахстана. Однако, учитывая, что на долю нашей страны приходится всего 2% мировой добычи нефти, она не может оказывать значимого влияния на нефтяные котировки, и, если цены начнут падать, от нас мало что зависит.
Недавний, относительно резкий скачок цен, был обусловлен не столько рыночными, сколько геополитическими факторами. В том числе и угрозами президента США Дональда Трампа ввести вторичные санкции против стран, покупающих российскую нефть. В основном речь шла об Индии, которая является третьим в мире импортером нефти, и предпочитает покупать именно российскую. Заявления Трампа, что «Индия испугалась и вот-вот откажется», не совсем соответствует действительности. Правительство Индии всего лишь дало поручение разработать планы закупок нефти не из России. Но об отказе речи нет, поскольку Россия продает с огромным дисконтом, и Индии нет смысла покупать дороже. Но даже в том случае, если российская нефть попадет под «табу», у Казахстана мало шансов предоставить альтернативу. Поскольку существует проблема логистики. Основные объемы Казахстан продает опять же через российский КТК. Транспортировка нефти до Черного моря по КТК обходится примерно 5-6 долларов за баррель, тогда как альтернативный маршрут Баку – Тбилиси – Джейхан в три раза дороже.
- Две трети добываемой в стране нефти принадлежат консорциуму, и Казахстан не распоряжается этой нефтью. Вопрос, куда её поставлять, адресован именно этим компаниям. Они работают на условиях Соглашения о разделе продукции или стабилизированных контрактов по Тенгизу и могут транспортировать нефть куда угодно, хоть на Луну – никто не может им этого запретить, – сказал эксперт.
Этим и можно объяснить, что все годы независимости, Казахстан особо не стремился дифференцировать экспорт нефти. Все заканчивалось на уровне разговоров и пожеланий. И если сейчас Казахстан и сможет наращивать добычу без оглядки на ограничения ОПЕК+, то падению цен противопоставить особо нечего.