Энергия ветра от шейхов или За какие обещания арабский инвестор получает преференции в Казахстане

Аман Толебаев
Ulysmedia.kz

Мажилис одобрил соглашение о строительстве в Казахстане ветровой электростанции на деньги арабских инвесторов. И, надо признать, Казахстан пошел на щедрые уступки ради этой стройки. Какие риски есть у такого компромисса выяснял Ulysmedia.kz.

Компания Masdar из ОАЭ хочет освоить казахстанский рынок возобновляемой энергии и построить здесь ветровую электростанцию мощностью 1 ГВт и системы накопления энергии мощностью 300 МВт. Инвестор обещает вложить 1,4 млрд долларов в зеленые проекты страны. Но за то, чтобы получить столь значительные суммы, Казахстану пришлось пойти на существенные уступки и преференции инвестору.

ПРЯНИКИ ДЛЯ ИНВЕСТОРОВ НЕГАТИВНО ВЛИЯЮТ НА ЭНЕРГОСИСТЕМУ

По словам мажилисмена Едила Жанбыршина, привлечь инвестора в сферу зеленой энергии разрешается двумя способами. Первый – через открытые аукционы, когда тарифы и объемы энергии регулируются государством. Второй способ – заключить межправительственные соглашения, где обычно учитываются спецтарифы и различные преференции. Причем в последнее время, инвесторы все чаще стали заходить в Казахстан именно вторым способом, отметил он.

- Но такие соглашения могут негативно повлиять на развитие энергосистемы и повлечь за собой экономические риски. Такие блэкауты мы сейчас наблюдаем в Европе. И в этой связи у меня вопросы - почему все инвесторы не привлекаются через открытые аукционы? Не пришло ли время ограничить заключение межправительственных соглашений в сфере ВИЭ, либо, если они нужны, то ввести механизм их предварительного обсуждения в мажилисе? - спросил депутат.

На это министр энергетики Ерлан Аккенженов ответил, что не всех инвесторов можно заманить в Казахстан через аукционы.

- Что касается крупных проектов и компаний, таких, как Masdar, они просто так Казахстан не приходят, мы должны их привлечь. Объем вложений в 1,4 млрд долларов - это большие инвестиции, поэтому компания приходит к нам только по гарантиям. Что касается механизма межправительственных соглашений, полагаю, что их необходимо сохранить, - считает он.

ПШИК ДЛЯ НАРОДА

Между тем эффект от строительства этой ветряной станции довольно сомнительный, с точки зрения занятости казахстанцев. По данным Минэнерго на станции будут работать 100 человек. А по словам вице-министра труда и социальной защиты населения Олжаса Анафина, всего 40 человек.

- Во время строительства будет создано около тысячи временных рабочих мест. А во время эксплуатации станции - до 40 постоянных рабочих мест, в том числе 8 человек руководящего персонала, 32 человека - операционный персонал. С первого года коммерческой эксплуатации 75% руководящего состава будет местное население. И на остальные позиции руководящего состава будут привлечены иностранцы, – сказал он.

Звучит вроде бы неплохо. Но 75% руководителей – это всего 6 человек, если говорить в абсолютных цифрах.

ТАРИФ В ДОЛЛАРАХ

В свою очередь мажилисмен Максат Толыкбаев возмутился, что тарифы на электроэнергию, инвестор планирует утвердить в долларах.

- Хорошо, конечно, что идут инвестиции в страну, но здесь инвестор хочет ввести тариф в долларах. А вы знаете, что за 30 лет тенге обесценилось в 57 раз по отношению к доллару. Дальше через 20 лет, какова будет ситуация? Жамбылцы получают зарплату не в долларах, а в тенге. Не будет ли завтра нас все это слишком дорого? - спросил он.

Но министр энергетики его успокоил.

- Да тариф данного проекта утвержден в долларах, мы это признаем. По нашим расчетам, влияние валютного тарифа будет всего 1-2 тенге. Там нет  никаких скрытых платежей и выплат. Тариф прозрачный и влияние его при калькуляции, мы видим, - сказал Аккенженов.

НЕМНОГО О ПРОЕКТЕ

В целом, этот проект является одним из крупнейших в Казахстане в области возобновляемых источников энергии. Ожидается, что ветряная электростанция будет вырабатывать 3,4 млрд кВт ч электроэнергии в год. Это приведет к сокращению выбросов CO2 примерно на 2 млн тонн в год.

- Особенность проекта в том, что на нем одними из первых в стране будут построены системы накопления энергии. Эти новые технологии придадут устойчивости энергосистеме Казахстана, - уверен глава Минэнерго.

Считается, что проект повысит экологическую ответственность Казахстана и будет способствовать выполнению международных обязательств по сокращению выбросов углерода.

В итоге мажилис ратифицировал Соглашение между правительствами Казахстана и Объединенных Арабских Эмиратов о реализации проекта ветровой электростанции.