14 июля в суде города Алатау рассмотрели вопрос об условно-досрочном освобождении Талгата Ермегияеваи решили оставить его за решеткой. Бывший глава национальной компании «Астана ЭКСПО‑2017», почти десять лет отбывает срок по обвинению в хищении бюджетных средств и получении взяток.
Корреспондент Ulysmedia.kz побывала в суде и выслушала аргументы сторон и мнение адвокатов, которые считают, что суд должен не только выпустить Ермегияева на условную свободу, но и пересмотреть давнее резонансное уголовное дело полностью.
Подробности
Ходатайство об условно-досрочном освобождении рассматривал судья Максат Амиркулов. Интересы экс-главы «Астана ЭКСПО‑2017» представляют адвокаты Алла Котлова, Анар Кусаинова, МаргуланКенеев и Куаныш Тулегенов.
Отметим, что заседание началось с опозданием и прошло в смешанном формате — осуждённый, представитель колонии и прокурор Саин Султан участвовали в процессе по видеосвязи. Это создало ряд неудобств: из-за помех со связью выступавших периодически было почти не слышно, участникам заседания приходилось переспрашивать, а некоторые реплики так и остались непонятными.
Почему Ермегияев имеет право на УДО
Отметим, что Ермегияев был осуждён в 2016 году по двум статьям УК РК — 366 и 189. Обе квалифицируются как особо тяжкие. В соответствии с законодательством Казахстана, лица, осуждённые за такие преступления, имеют право на УДО после отбытия двух третей назначенного срока.
Адвокат Анара Кусаинова отметила, что экс-глава ЭКСПО показал себя в колонии исключительно с положительной стороны — у него третья, то есть самая высокая степень положительного поведения.
Также адвокат обратила внимание на крепкие семейные связи Ермегияева, которые также должны учитываться судом при принятии решения об УДО. В зале суда за происходящим наблюдали два сына Ермегияева — 29-летний Мади и 26-летний Казыбек. Супруга Ермегияева тяжело больна на фоне стресса и не смогла прийти в суд.
– Семья крепкая и дружная. Хочу отметить, что взросление трёх сыновей проходило в отсутствие отца. Сейчас в семье уже родились двое внуков, ожидается пополнение. В столь молодом возрасте детям пришлось рано повзрослеть, заботиться о своих апашке и аташке, а также о маме, у которой на фоне длительного стресса появились серьёзные заболевания. Вся семья ждёт возвращения отца, сына, супруга и аташки, — заявила Кусаинова.
Позже защитник озвучила еще несколько серьезных доводов. Как оказалось, Ермегияев уже погасил часть ущерба, а именно 935 млн тенге в пользу потерпевшей стороны — АО НК "QazExpoCongress".
Более того, стало известно, что сама нацкомпания не возражает против условно-досрочного освобождения Ермегияева. Защита заявила, что в случае, если суд примет положительное решение, Ермегияев устроится на работу в одну из строительных компаний.
– В суд было направлено письменное мнение от "QazExpoCongress" от 3 июля 2025 года. Фактически они не возражают против условно-досрочного освобождения Ермегияева, поскольку считают, что на свободе у него будет больше возможностей для выполнения обязательств перед ними, — сообщила Кусаинова.
Юристы поддержали коллегу Кусаинову и также обратились к суду с просьбой удовлетворить ходатайство об условно-досрочном освобождении.
Отказать!
Во второй половине дня судья Максат Амиркулов вернулся из совещательной комнаты. Сыновья Ермегияева слушали оглашение с замиранием сердца.
В итоге судья отказал в удовлетворении ходатайства, повторив позицию прокурора о том, что Ермегияев не возместил ущерб в полном объёме.
– Суд, руководствуясь статьями 72, 476, 478 гражданского процессуального кодекса постановил — в удовлетворении ходатайства осужденного Талгата Ермегияева об условно-досрочном освобождении отказать, — сказал судья.
Борьба не окончена
После оглашения решения адвокаты экс-главы ЭКСПО сообщили корреспондентам Ulysmedia, что считают решение суда незаконным и намерены его обжаловать.
Юристы подчеркнули, что система фактически лишает Ермегияева возможности погасить задолженность: в колонии нет работы, а выйти на УДО, чтобы самостоятельно заработать необходимые средства, ему тоже не позволяют.
– К сожалению, данное дело имеет политический окрас. Приходится говорить сейчас об этом, — подчеркнули защитники.
Более того, наряду с борьбой за условно-досрочное освобождение, защита планирует добиваться полного пересмотра уголовного дела и оправдания своего подзащитного.
Дело шито белыми нитками
Сыновья Ермегияева, выходя из здания суда, сделали громкое заявление и обратились к президенту Касым-Жомарту Токаеву.
Они считают, что дело против их отца было полностью сфабриковано. Так, Казыбек Ермегияев подчеркнул, что обвинение строилось на основе показаний Урал Ибадильдиной — руководительницы подрядной организации ТОО «Rona LTD». По версии обвинения, она якобы передала Ермегияеву взятку в размере 780 млн тенге, чтобы получить победу в тендере на 100 млн тенге. Известно, что у женщины диагностировано психологическое расстройство.
– Она меняла свое заявление более девяти раз. Мы её не осуждаем, потому что она находилась на конспиративной квартире, под большим давлением. Её сына, генерального директора подрядной организации, взяли в заложники. Что самое абсурдное — она дает взятку в 780 млн тенге, чтобы получить контракт на 100 млн тенге? Нелогично, абсурд, – заявил Казыбек.
Адвокат Алла Котлова подчеркнула, что в ходе судебных разбирательств Урал Ибадильдина признавалась: все полученные деньги она передавала Айдосу Есполову — брату Асель Курманбаевой, которую называют супругой Нурсултана Назарбаева.
– Даже та же Ибадильдина давала показания о том, что все "откаты" она передавала человеку по фамилии Есполов. Его личный помощник, который проходил по этому делу, говорил, что все деньги он передавал Есполову, а Ермегияева впервые увидел в зале суда. Тем не менее, этот господин Есполов не был привлечен к уголовной ответственности, — уточнила она.
Мади Ермегияев, в свою очередь, напомнил, что президент Токаев объявил курс на справедливость в рамках «Нового Казахстана». Однако, по его словам, многие чиновники на местах, включая прокуроров, до сих пор не перестроились на новые принципы работы.
История
Напомним, бывший заместитель Ермегияева Мурат Омаров в интервью Ulysmedia рассказывал, кто и как определял подрядчиков при строительстве ЭКСПО, а также упоминал роль экс-генпрокурора Кожамжаровав уголовном деле и личные интересы бывшего президента Нурсултана Назарбаева.
РS
Тем временем в орбиту уголовного преследования попали бывшие сотрудники Национального бюро по противодействию коррупции — ближайшие сподвижники его бывшего руководителя Кайрата Кожамжарова – Олеся Кексель и Талгат Татубаев признаны подозреваемыми по делу о пытках. Они курировали все резонансные расследования того времени, в том числе и дело ЭКСПО.