Министерство транспорта Казахстана к годовщине авиакатастрофы самолёта Embraer 190 (борт 4K-AZ65) авиакомпании Azerbaijan Airlines опубликовало промежуточное сообщение о ходе расследования. В документе говорится, что расследование продолжается, его итоги ещё не подведены, а окончательные выводы появятся только в финальном отчёте, передает Ulysmedia.kz.
Напомним, авиакатастрофа произошла 25 декабря 2024 года вблизи Актау. Самолёт выполнял пассажирский рейс J2-8243 по маршруту Баку — Грозный. В результате происшествия погибли 38 человек, включая трёх членов экипажа, ещё 29 пассажиров получили травмы различной степени тяжести.
Расследование ведёт комиссия Министерства транспорта Казахстана, созданная приказом от 26 декабря 2024 года. В работе участвуют уполномоченные представители Азербайджана, России и Бразилии, а также наблюдатель от Международная организация гражданской авиации (ИКАО). В Минтрансе подчёркивают, что расследование проводится по стандартам Приложения 13 ИКАО и не направлено на поиск виновных.
- Единственной целью расследования авиационного происшествия является предотвращение подобных случаев в будущем. Целью этой деятельности не является установление доли чьей-либо вины или ответственности, - говорится в релизе ведомства.
При этом параллельно в Казахстане идёт уголовное расследование, которое юридически отделено от технического авиационного расследования. Согласно промежуточному сообщению, комиссия собрала и проанализировала:
Отдельно отмечается, что бортовые самописцы расшифрованы: «извлечены, идентифицированы и расшифрованы параметры полёта из регистратора полётных данных (FDR), выполнена расшифровка бортового речевого самописца (CVR)». Также проведён детальный осмотр места катастрофы, фото- и видеофиксация, сбор и вывоз обломков и агрегатов самолёта.
В ходе расследования проведён комплекс технических и криминалистических исследований. По результатам комплексной экспертизы посторонних металлических предметов комиссия сообщает:
- Следов взрывчатых веществ не обнаружено. Представленные для исследования на трёх кислородных баллонах следов взрыва не имеются.
При этом в отчёте зафиксировано:
- Повреждения воздушного судна предположительно были вызваны поражающими элементами боевой части, однако их принадлежность установить не удалось.
Экспертиза трубки гидравлической системы №2 показала, что повреждения возникли из-за контакта с твёрдыми предметами:
- Механизмом образования повреждения является разрыв металла в результате соприкосновения твёрдых предметов. Сквозные повреждения могли быть образованы металлическими фрагментами… на основе стали? – говорится в отчете.
Отдельный блок расследования касается Центрального компьютера технического обслуживания (CMC). Из-за термического воздействия данные извлечь не удалось. Производитель рекомендовал привлечение компании Delkin Devices Inc, и сейчас комиссия ведёт переговоры через уполномоченного представителя США о проведении дополнительных исследований. Исследование кассет GPS-систем (GPS1 и GPS2), извлечённых из модульных блоков авионики, завершено, сейчас идёт анализ данных.
Комиссия сформировала две рабочие группы. Одна из них изучает оценку рисков при выполнении полётов над зонами конфликтов или вблизи них. Анализируется документация авиационных властей России и Азербайджана, а также самой авиакомпании Azerbaijan Airlines. В отчёте подчёркивается, что рассматриваются и вопросы взаимодействия гражданского и военного секторов при обеспечении безопасности полётов. Вторая рабочая группа провела реконструкцию (выкладку) гидравлической системы №2 в Актау. Работа завершена, материалы находятся на стадии анализа.
В Минтрансе отдельно подчёркивают, что вся информация о ходе расследования не подлежит разглашению до его завершения, а сроки окончания зависят от длительности экспертиз и исследований. Комиссия заявляет, что выводы будут объективными, основанными исключительно на фактах.
Окончательные причины катастрофы, возможные способствующие факторы и рекомендации по безопасности полётов будут изложены только в финальном отчёте, который опубликуют на официальном сайте Министерства транспорта Казахстана после завершения расследования.