Чрезвычайное происшествие, которое может надолго остановить пилотируемую космонавтику России, произошло 27 ноября 2025 года на космодроме Байконур. Напомним, при запуске ракеты «Союз-2.1а» с экипажем на МКС была разрушена кабина обслуживания — массивная трехэтажная платформа на стартовом комплексе № 31. Эта авария не просто вывела из строя ключевую пусковую площадку, но и обнажила системный кризис, в котором уже много лет находится Байконур. Это событие вновь заставило задуматься о будущем главной космической гавани Казахстана, которую на протяжении десятилетий арендует Россия.
Почему ветшает оборудование? Каковы реальные перспективы космодрома? И есть ли у Казахстана шанс извлечь выгоду из сложившейся ситуации? Эти вопросы корреспондент Ulysmedia.kz адресовал главному редактору и издателю журнала «Космические исследования и технологии» Нурлану Аселкану.
По словам эксперта, инцидент произошел из-за роковой ошибки.
- При запуске корабля, во время отрыва ракеты и ухода ее на трассу, одна из конструкций стартового стола, кабина обслуживания, оказалась не задвинута в свое «убежище», не зафиксирована там. И поэтому сильный газовый поток сорвал ее. Она перевернулась, ударилась, упала. Стартовый стол пришел негодность, — говорит Нурлан Аселкан.
Последствия, утверждает он, оказались катастрофическими. Ремонт может занять от полугода до года, а возможно, и больше. Это означает, что Россия временно потеряла возможность не только отправлять космонавтов на Международную космическую станцию, но и запускать грузовые корабли «Прогресс».
- Таким образом, случилась ситуация, что на Международную космическую станцию не может летать пилотируемый корабль «Союз» с людьми, и даже «Прогрессы» — грузовики с продовольствием, топливом и так далее, отправлять на МКС проблематично. То есть Россия сейчас попала в очень тяжелую ситуацию.
Однако, как объясняет Аселкан, авария — лишь верхушка айсберга. Проблемы Байконура носят системный характер и связаны с целым комплексом факторов.
- Байконур находится в серьезном кризисе. И связано это не только с нещадной эксплуатацией... Проблема Байконура связана с тем, что с развитием кризиса — международного и геополитического, с отсутствием экономических и технических возможностей создавать новую технику, наш основной арендатор - Россия, просто стала резко сужать свою активность на космодроме.
Эксперт напоминает о золотых временах космодрома — нулевых годах, когда «Протоны» запускали иностранные спутники, а на «Союзах» летали зарубежные астронавты и туристы. Но затем последовало «резкое сужение клиентуры на международном рынке». В качестве примера эксперт приводит скандал с арестом спутников OneWeb в марте 2022 года, после чего доверие западных партнеров было подорвано.
Параллельно, по его словам, Россия пыталась, но так и не смогла обновить свою космическую технику. Многолетняя программа с ракетой «Ангара-5» по сути провалилась.
- Эта новая ракета, по плану, в рамках проекта "Байтерек", должна была полететь в 2008 году. На самом деле, впервые она стартовала с северного космодрома Плесецк в 2014 году. И сейчас, в конце 2025-го, она до сих пор находится на летных испытаниях... Это вполне сопоставимо с десятилетним ребенком, который в силу болезней или каких-то проблем так и не научился ходить.
Эксперт подчеркивает: в итоге, не имея новых ракет и коммерческих заказов, Россия стала сворачивать свою деятельность на Байконуре, передавая Казахстану многие объекты, которые, по словам Аселкана, «ветшают» и являются «отягощением».
Как считает Нурлан Аселкан, долгое время в Роскосмосе существовал план полного переноса пилотируемых программ на новый российский космодром Восточный. Считалось, что новая ракета «Ангара» и новый корабль «Орел» будут летать к новой Российской орбитальной станции (РОС) на полярную орбиту (97 градусов).
- Вот такие были розовые планы. Что же случилось? Дело в том, что новое руководство Роскосмоса обнаружило... ракета «Ангара» испытывается с 2014 года, создавалась она по заказу военных, и сделать из нее пилотируемую для экипажей, как считает ряд специалистов, невозможно.
Аналогичные проблемы возникли и у перспективного корабля «Орел», который создается с 2009 года, но так и не родился. Кроме того, полярная орбита для РОС сделала бы эту станцию недоступной для международных партнеров.
- В случае какой-то аварии или в какие-то критические моменты, до этой станции не смогут долететь ни европейцы, ни американцы. Ее никто даже под предлогом «в гости» посетить не сможет, потому что это другое наклонение.
В результате, как сообщает Аселкан, Роскосмос неофициально принял решение вернуть будущую станцию РОС на привычную орбиту в 51,6 градуса, с которой удобно работать именно с Байконура.
- Авария, произошедшая 27 ноября, самым наглядным образом показала, что почём. Еще раньше стало ясно, что переход на Восточный, попытка сделать Ангару-5 пилотируемой, создать новый корабль «Орел», построить пилотируемую станцию на полярной орбите, - все это химера, иллюзии. Несоответствие притязаний и возможностей. Поэтому, объективно начался возврат реальных программ на Байконур.
В свете нового понимания незаменимости Байконура, эксперт критикует решение о превращении исторической пусковой площадки №1 - «Гагаринского старта» - в музей.
- Я считаю, что вывод Гагаринского старта из рабочего состояния и превращение его в музей — это решение ошибочное. Одной отремонтированной 31-й площадкой в обозримом будущем просто не обойтись.
Аселкан предлагает рассмотреть возможность восстановления «Гагаринского старта» до рабочего состояния, используя оборудование с других космодромов. Он отмечает, что, несмотря на возраст, ракета «Союз» обладает «гигантским преимуществом» — она надежна и сертифицирована для пилотируемых полетов.
- Вы знаете, к сожалению, практика нынешней России показывает, что новое и свеженькое почему-то иногда бывает хуже, чем старое и добренькое.
А вот к идее пересмотра условий договора аренды в пользу Казахстана эксперт относится скептически.
- Вопрос: насколько это нам нужно. Россия, если не эксплуатирует весь Байконур или половину Байконура, а только скажем одну четвертую часть, то в случае инициирования со стороны Казахстана пересмотра условий, может сказать: «Мы арендуем город и космодром, содержим его за наши деньги и платим арендную плату. Коль скоро мы уменьшаем количество объектов, которые используем, не вправе ли мы поставить вопрос об уменьшении арендной платы?».
Такой поворот для Казахстана нежелателен. Второй момент. Россия худо-бедно, но содержит город, в котором проживает от 60 до 70 тысяч человек. Там сейчас, конечно, масса проблем. И Казахстану совсем не с руки сейчас, в условиях бюджетного дефицита, принять на свой баланс такой крупный населенный пункт, город. Я скажу так: казахстанская страна будет стараться откладывать приемку.
Вместе с тем, эксперт уверен, что рано или поздно содержание города Байконур Казахстану придется взвались на себя.
- Тут надо подходить комплексно. Байконур, конечно, прежде всего космодром, но это и населенный пункт, и территория, игнорировать которую наши власти не могут. Надо обеспечить там достойную жизнь, обеспечить использование человеческих ресурсов, найти инвестиции и т.д.
Как пояснил эксперт, Казахстан, со своей стороны, уже заявил о намерении создать на переданных ему объектах, территорию «New SpacePort» с казахстанской юрисдикцией, чтобы привлечь новых международных игроков. Аселкан видит в этом перспективу.
- Казахстан свою часть Байконура объединит под условным названием «New SpacePort», обеспечит инфраструктурой, сформулирует правила на этой территории и будет работать со странами, компаниями для того, чтобы они могли воспользоваться достаточно серьезными, значимыми преимуществами Байконура, которые заключаются в том, что там есть вся необходимая инфраструктура - сертифицированные трассы, районы падения и т.д.
Ключевым преимуществом он называет отработанные трассы полетов — узаконенные, работающие в правовом поле, что является уникальным конкурентным плюсом Байконура.
Кроме того, Казахстан ведет собственные разработки.
- Казахстан сейчас создает собственные ракеты сверхлегкого и легкого класса. Проводятся работы самостоятельно, идут не просто, но этот путь надо пройти самим, создавать свое - такой должна быть краеугольная линия нашего Аэрокосмического комитета.
Как подчеркивает Нурлан Аселкан, авария на площадке № 31 стала болезненным, но отрезвляющим сигналом для всех сторон. Она показала, что Россия объективно не готова отказаться от Байконура в ближайшей перспективе. В то же время, Казахстану нельзя больше перекладывать всю ответственность на арендатора.
- Если смотреть на перспективу, то, я полагаю, что у Байконура есть хорошие шансы на выживание и развитие, - отмечает эксперт.
- Это доказывает хоть и запоздалая, но верная реакция российской стороны на собственные космические планы, оказавшиеся нереальными. И то, что сейчас в голове у чиновников Роскосмоса уже произошла переоценка значимости Байконура.
Будущее Байконура, по мнению эксперта, лежит в четком разграничении зон ответственности: Россия сосредоточится на нужных ей площадках, а Казахстан будет развивать остальную территорию в рамках «New Spaceport», используя уникальную инфраструктуру и возможности.
- Будущее Байконура напрямую связано с тем, как будут конкретизированы отношения с арендатором - Россией, а они будут заняты своей работой на отдельно выделенных площадках. Не на всех, а именно на тех, которые им нужны.
Эксперт уверен, что Байконур выживет только при интенсивном, плодотворном, международном сотрудничестве. И именно этот путь — путь прагматизма и сотрудничества, а не изоляции и «розовых» иллюзий, может стать для легендарного космодрома путеводной звездой в новую эру.