Выживет ли Байконур? Как ЧП на космодроме отразится на внешней политике Казахстана

Лариса Чен
Коллаж Ulysmedia

Чрезвычайное происшествие, которое может надолго остановить пилотируемую космонавтику России, произошло 27 ноября 2025 года на космодроме Байконур. Напомним, при запуске ракеты «Союз-2.1а» с экипажем на МКС была разрушена кабина обслуживания — массивная трехэтажная платформа на стартовом комплексе № 31. Эта авария не просто вывела из строя ключевую пусковую площадку, но и обнажила системный кризис, в котором уже много лет находится Байконур. Это событие вновь заставило задуматься о будущем главной космической гавани Казахстана, которую на протяжении десятилетий арендует Россия.

Почему ветшает оборудование? Каковы реальные перспективы космодрома? И есть ли у Казахстана шанс извлечь выгоду из сложившейся ситуации? Эти вопросы корреспондент Ulysmedia.kz адресовал главному редактору и издателю журнала «Космические исследования и технологии» Нурлану Аселкану.

АВАРИЯ КАК СИМПТОМ

По словам эксперта, инцидент произошел из-за роковой ошибки.

  - При запуске корабля, во время отрыва ракеты и ухода ее на трассу, одна из конструкций стартового стола, кабина обслуживания, оказалась не задвинута в свое «убежище», не зафиксирована там. И поэтому сильный газовый поток сорвал ее. Она перевернулась, ударилась, упала. Стартовый стол пришел негодность, — говорит Нурлан Аселкан. 

Последствия, утверждает он, оказались катастрофическими. Ремонт может занять от полугода до года, а возможно, и больше. Это означает, что Россия временно потеряла возможность не только отправлять космонавтов на Международную космическую станцию, но и запускать грузовые корабли «Прогресс». 

  - Таким образом, случилась ситуация, что на Международную космическую станцию не может летать пилотируемый корабль «Союз» с людьми, и даже «Прогрессы» — грузовики с продовольствием, топливом и так далее, отправлять на МКС проблематично. То есть Россия сейчас попала в очень тяжелую ситуацию. 

ОТ «ЛЕБЕДИНОЙ ПЕСНИ» ДО ГЕОПОЛИТИКИ

Однако, как объясняет Аселкан, авария — лишь верхушка айсберга. Проблемы Байконура носят системный характер и связаны с целым комплексом факторов. 

  - Байконур находится в серьезном кризисе. И связано это не только с нещадной эксплуатацией... Проблема Байконура связана с тем, что с развитием кризиса — международного и геополитического, с отсутствием экономических и технических возможностей создавать новую технику, наш основной арендатор - Россия, просто стала резко сужать свою активность на космодроме. 

Эксперт напоминает о золотых временах космодрома — нулевых годах, когда «Протоны» запускали иностранные спутники, а на «Союзах» летали зарубежные астронавты и туристы. Но затем последовало «резкое сужение клиентуры на международном рынке». В качестве примера эксперт приводит скандал с арестом спутников OneWeb в марте 2022 года, после чего доверие западных партнеров было подорвано.

Параллельно, по его словам, Россия пыталась, но так и не смогла обновить свою космическую технику. Многолетняя программа с ракетой «Ангара-5» по сути провалилась. 

  - Эта новая ракета, по плану, в рамках проекта "Байтерек", должна была полететь в 2008 году. На самом деле, впервые она стартовала с северного космодрома Плесецк в 2014 году. И сейчас, в конце 2025-го, она до сих пор находится на летных испытаниях... Это вполне сопоставимо с десятилетним ребенком, который в силу болезней или каких-то проблем так и не научился ходить. 

Эксперт подчеркивает: в итоге, не имея новых ракет и коммерческих заказов, Россия стала сворачивать свою деятельность на Байконуре, передавая Казахстану многие объекты, которые, по словам Аселкана, «ветшают» и являются «отягощением». 

ПОЧЕМУ ВОСТОЧНЫЙ НЕ ЗАМЕНИТ БАЙКОНУР

Как считает Нурлан Аселкан, долгое время в Роскосмосе существовал план полного переноса пилотируемых программ на новый российский космодром Восточный. Считалось, что новая ракета «Ангара» и новый корабль «Орел» будут летать к новой Российской орбитальной станции (РОС) на полярную орбиту (97 градусов).

  - Вот такие были розовые планы. Что же случилось? Дело в том, что новое руководство Роскосмоса обнаружило... ракета «Ангара» испытывается с 2014 года, создавалась она по заказу военных, и сделать из нее пилотируемую для экипажей, как считает ряд специалистов, невозможно. 

Аналогичные проблемы возникли и у перспективного корабля «Орел», который создается с 2009 года, но так и не родился. Кроме того, полярная орбита для РОС сделала бы эту станцию недоступной для международных партнеров. 

  - В случае какой-то аварии или в какие-то критические моменты, до этой станции не смогут долететь ни европейцы, ни американцы. Ее никто даже под предлогом «в гости» посетить не сможет, потому что это другое наклонение. 

В результате, как сообщает Аселкан, Роскосмос неофициально принял решение вернуть будущую станцию РОС на привычную орбиту в 51,6 градуса, с которой удобно работать именно с Байконура. 

  - Авария, произошедшая 27 ноября, самым наглядным образом показала, что почём. Еще раньше стало ясно, что переход на Восточный, попытка сделать Ангару-5 пилотируемой, создать новый корабль «Орел», построить пилотируемую станцию на полярной орбите, - все это химера, иллюзии. Несоответствие притязаний и возможностей. Поэтому, объективно начался возврат реальных программ на Байконур. 

ЧТО ДЕЛАТЬ КАЗАХСТАНУ?

В свете нового понимания незаменимости Байконура, эксперт критикует решение о превращении исторической пусковой площадки №1 - «Гагаринского старта» - в музей. 

  - Я считаю, что вывод Гагаринского старта из рабочего состояния и превращение его в музей — это решение ошибочное. Одной отремонтированной 31-й площадкой в обозримом будущем просто не обойтись. 

Аселкан предлагает рассмотреть возможность восстановления «Гагаринского старта» до рабочего состояния, используя оборудование с других космодромов. Он отмечает, что, несмотря на возраст, ракета «Союз» обладает «гигантским преимуществом» — она надежна и сертифицирована для пилотируемых полетов. 

  - Вы знаете, к сожалению, практика нынешней России показывает, что новое и свеженькое почему-то иногда бывает хуже, чем старое и добренькое.

А вот к идее пересмотра условий договора аренды в пользу Казахстана эксперт относится скептически.

  - Вопрос: насколько это нам нужно. Россия, если не эксплуатирует весь Байконур или половину Байконура, а только скажем одну четвертую часть, то в случае инициирования со стороны Казахстана пересмотра условий, может сказать: «Мы арендуем город и космодром, содержим его за наши деньги и платим арендную плату. Коль скоро мы уменьшаем количество объектов, которые используем, не вправе ли мы поставить вопрос об уменьшении арендной платы?».

Такой поворот для Казахстана нежелателен. Второй момент. Россия худо-бедно, но содержит город, в котором проживает от 60 до 70 тысяч человек. Там сейчас, конечно, масса проблем. И Казахстану совсем не с руки сейчас, в условиях бюджетного дефицита, принять на свой баланс такой крупный населенный пункт, город. Я скажу так: казахстанская страна будет стараться откладывать приемку. 

Вместе с тем, эксперт уверен, что рано или поздно содержание города Байконур Казахстану придется взвались на себя. 

  - Тут надо подходить комплексно. Байконур, конечно, прежде всего космодром, но это и населенный пункт, и территория, игнорировать которую наши власти не могут. Надо обеспечить там достойную жизнь, обеспечить использование человеческих ресурсов, найти инвестиции и т.д. 

NEWSPACEPORT И КАЗАХСТАНСКАЯ РАКЕТА

Как пояснил эксперт, Казахстан, со своей стороны, уже заявил о намерении создать на переданных ему объектах, территорию «New SpacePort» с казахстанской юрисдикцией, чтобы привлечь новых международных игроков. Аселкан видит в этом перспективу. 

  - Казахстан свою часть Байконура объединит под условным названием «New SpacePort», обеспечит инфраструктурой, сформулирует правила на этой территории и будет работать со странами, компаниями для того, чтобы они могли воспользоваться достаточно серьезными, значимыми преимуществами Байконура, которые заключаются в том, что там есть вся необходимая инфраструктура - сертифицированные трассы, районы падения и т.д. 

Ключевым преимуществом он называет отработанные трассы полетов — узаконенные, работающие в правовом поле, что является уникальным конкурентным плюсом Байконура. 

Кроме того, Казахстан ведет собственные разработки. 

  - Казахстан сейчас создает собственные ракеты сверхлегкого и легкого класса. Проводятся работы самостоятельно, идут не просто, но этот путь надо пройти самим, создавать свое - такой должна быть краеугольная линия нашего Аэрокосмического комитета. 

ВЫЖИВЕТ ЛИ БАЙКОНУР?

Как подчеркивает Нурлан Аселкан, авария на площадке № 31 стала болезненным, но отрезвляющим сигналом для всех сторон. Она показала, что Россия объективно не готова отказаться от Байконура в ближайшей перспективе. В то же время, Казахстану нельзя больше перекладывать всю ответственность на арендатора. 

  - Если смотреть на перспективу, то, я полагаю, что у Байконура есть хорошие шансы на выживание и развитие, - отмечает эксперт. 

  - Это доказывает хоть и запоздалая, но верная реакция российской стороны на собственные космические планы, оказавшиеся нереальными. И то, что сейчас в голове у чиновников Роскосмоса уже произошла переоценка значимости Байконура.

Будущее Байконура, по мнению эксперта, лежит в четком разграничении зон ответственности: Россия сосредоточится на нужных ей площадках, а Казахстан будет развивать остальную территорию в рамках «New Spaceport», используя уникальную инфраструктуру и возможности. 

  - Будущее Байконура напрямую связано с тем, как будут конкретизированы отношения с арендатором - Россией, а они будут заняты своей работой на отдельно выделенных площадках. Не на всех, а именно на тех, которые им нужны. 

Эксперт уверен, что Байконур выживет только при интенсивном, плодотворном, международном сотрудничестве. И именно этот путь — путь прагматизма и сотрудничества, а не изоляции и «розовых» иллюзий, может стать для легендарного космодрома путеводной звездой в новую эру.