В последний понедельник сентября Казахстан получил нового министра просвещения. Жулдыз Сулейменова заменила на этом посту Гани Бейсембаева. Ulysmedia.kz пытался ответить на вопрос в том, способна ли новый министр справиться с тем, что не удалось её предшественнику?
42-летняя Жулдыз Сулейменова приходит в министерство не новичком в системе образования. За её плечами — работа в Назарбаев Интеллектуальных школах, депутатский опыт в мажилисе и членство в Национальном курултае. Но весь этот багаж может оказаться недостаточным перед масштабом проблем, которые копились годами.
Систему образования почти постоянно сотрясают скандалы. Все помнят историю с алматинской школой № 67, когда учительница сняла видео о том, как детям повторно подают остатки еды. Казалось бы, министр поступил правильно: он поддержал учительницу, сменил поставщика питания, наказал директора школы. Но параллельно начали преследовать и отважную учительницу – на нее посыпались судебные претензии. Получается, героизм как всегда карают, а система контроля по-прежнему не работает.
На прошлой неделе в социальных сетях распространились фото и видео, демонстрирующие текущее состояние столовой гимназии № 65 в Алматы. В пищевом лифте нашли мусор и грязную посуду. Родители пожаловались в прокуратуру и СЭС. Директора привлекли к дисциплинарной ответственности, проверку проводят санитарные службы, меры примут и к подрядчику питания.
В августе министерство вновь подтвердило запрет на ношение хиджабов и платков в школах. Это вызвало новую волну споров: требование религиозной свободы столкнулось с принципом светского образования. Однако вместо диалога власти ограничились жёстким запретом.
Ещё один скандал 2025 года — попытка переноса детского дома «Баганашыл» из Алматы в город Конаев. Переселение планировали провести фактически в приказном порядке, без учёта мнения самих детей. Вмешательство потребовалось на уровне президента, как показатель того, насколько министерство потеряло чувствительность к правам воспитанников.
За 2024-2025 учебный год в школах и вузах Казахстана зафиксировано «значительное количество» суицидов среди детей и студентов. Точные цифры власти предпочитают не озвучивать, но сам факт, что проблема стала настолько острой, говорит о многом. В мае этого года правительство объявило о новых мерах профилактики, но так как возникают все новые истории, выходит, что слова расходятся с делом.
Психологическая поддержка в школах зачастую формальна: один психолог на несколько сотен учеников, отсутствие системной работы с семьями, табуирование темы ментального здоровья, буллинг и равнодушие педагогов, которые, чаще всего, хотят замять скандальные истории. Дети сводят счёты с жизнью не из-за отсутствия мер — из-за отсутствия реальной помощи.
В детских садах Казахстана работает армия нянь и воспитателей, большинство из которых не имеют педагогической подготовки. Итог: бесконечные случаи насилия над детьми, жестокое обращение, психологическое давление. Программы обучения устарели настолько, что детские сады превратились в «подготовительные школы» с жёсткими методиками.
При этом низкая зарплата и отсутствие престижа профессии довершают картину. К детям приходят случайные люди, а родители молятся, чтобы их ребёнок не попал к очередной злой апайке, способной только орать и бить. При этом в детских садах стоят видеокамеры, но и это не останавливает жестоких воспитателей, в лучшем случае их просто увольняют.
С начала года зарегистрировано 192 уголовных дела в сфере образования, ущерб превысил 13 миллиардов тенге, по данным Антикоррупционной службы. Крупные хищения выявлены в Туркестанской, Жетысу, Алматинской, Кызылординской, Актюбинской областях и Алматы.
По данным Антикора, только в Шардаринском и Сарыагашском районах Туркестанской области за три года сотрудники отделов образования похитили 3,7 миллиарда тенге. Расследование продолжается.
Кроме этого, в Жетысу завершено дело против организованной группы во главе с главным бухгалтером отдела образования Талдыкоргана. Деньги переводились на счета посторонних лиц, а также завышались зарплаты работников школ. В схему были вовлечены три сотрудника отдела образования и десять школьных бухгалтеров. Ущерб оценивается в 4,2 миллиарда тенге, арестовано имущество фигурантов на сумму 3 миллиарда. Дело направлено в надзорный орган для проверки и последующего рассмотрения в суде.
Жулдыз Сулейменова получила в наследство целый букет системных проблем: насилие в детсадах, кризис в детдомах, эпидемию суицидов, протестующих педагогов и бесконечные реформы, которые не работают. Ее опыт в Назарбаев Интеллектуальных школах — это опыт работы в элитном сегменте образования. Сможет ли она навести порядок в массовой школе, где проблемы совершенно иного масштаба? Из ее биографии видно, что карьеру Сулейменова строила на пересечении образования, молодежной политики и партийных структур. Сначала — студенческое самоуправление и преподавание, затем работа в молодежных организациях, включая «Жас Отан», после чего — практика школьного учителя. В ее биографии говорится, что она была учителем истории и права в многопрофильной гимназии № 159 имени Алтынсарина в Алматы в 2007 году.
История казахстанского образования показывает: министры приходят и уходят, а проблемы остаются. Смена фамилии на табличке кабинета ещё не гарантирует перемен.