Миллиардные траты без видимых перспектив, или Зачем Казахстану киберспорт

Игорь Клевцов
Ulysmedia.kz

Третий международный мультиспортивный турнир «Игры Будущего 2026» в Астане, несомненно, привлечет внимание международного сообщества. Однако, прошлый опыт «грандиозных мероприятий», показывает, что в Казахстане они чаще становятся не обещанным драйвером развития чего-нибудь, а источником последующих проблем и разочарований. Ulysmedia.kz выяснял, какого эффекта ждать казахстанцам от этого мероприятия, учитывая предстоящие, довольно внушительные траты бюджета.

РАЗВИТИЕ ТОГО, ЧЕГО НЕТ

Энтузиазму, с которым министерство туризма и спорта готовится принять «Игры Будущего 2026» в Астане, можно позавидовать. Только вот какую-то практическую пользу от них страна вряд ли получит. Больше похоже, что это имиджевый проект, который обойдется в весьма круглую сумму. Поскольку главной задачей в спортивном ведомстве видят стратегическую цель – не отстать.

   - В целом внимание к киберспортивному движению сейчас в мире очень активное, и наша первостепенная задача — быть в числе передовых стран, которые развивают в целом направление цифровизации отрасли. Во-вторых, у нас уже на протяжении многих лет работает федерация киберспорта, которая активно развивает это направление, и в том числе, это спортивное мероприятие будет призвано к новому витку, к новому толчку развития киберспорта в стране, - сказал вице-министр туризма и спорта Серик Жарасбаев на брифинге в СЦК.

При этом чиновник отметил, что, после Игр, возможно, будет создана целая академия, чтобы «дать новый толчок» развитию казахстанского киберспорта.   

   - Сейчас молодёжь очень активно увлекается этим направлением. Буквально 3 месяца назад, в мае, в Астане проводился крупный турнир, который вызвал ажиотаж. Билеты были там раскуплены в течение двух-трех дней… Задача не отстать от общемировой тенденции и всегда присутствовать на всех международных спортивных аренах. Наверняка вы слышали о достижениях и успехах наших кибератлетов, которые завоёвывают все больше и больше наград на международной арене. Поэтому наша задача сейчас максимально все это движение поддержать, - подчеркнул вице-министр.

Проблема в том, что толкать можно то, что есть, а вот с киберспортом в стране очень туго, и федерация существует скорее не благодаря заботе министерства, а вопреки. На майском турнире, о котором говорил вице-министр, казахстанские киберспортсмены были, только выступали они в составе бразильских и российских команд. То есть страна-хозяйка турнира не смогла выставить ни одной своей команды. При этом была команда из Монголии, чисто из своих граждан, на турнире они не блеснули, но сам факт.

Содержание киберспортивной команды удовольствие не из дешевых, но в Казахстане это обходится еще дороже. Спонсоры команды вынуждены оплачивать и практически постоянное проживание спортсменов за рубежом из-за качества интернета. Может поэтому казахстанские команды если и появляются, то довольно быстро уходят со сцены, лучшие в зарубежные клубы. Поэтому маловероятно, что создание Академии развития киберспорта, без соответствующей инфраструктуры, принесет пользу. Ну разве пара чиновников получат должности, и в статье бюджетных расходов появится новая строчка.

ФИНАНСЫ ПОД ВОПРОСОМ

Что касается бюджета Игр 2026 года, то пока это большой вопрос. Точно известно, что на призовой фонд выделяется 10 млн долларов. И, как заверил Алибек Хасенов, президент госкомпании «Казспортинвест», ни одного тенге бюджетных средств на призовой фонд не потратят, все за счет спонсоров. Сумма призового фонда вопросов не вызывает, столько же было на первых Играх в России в 2024 году. Правда, Арабские Эмираты, которые проводят Игры 2025, еще сумму призовых не озвучивали, и она может оказаться выше. Поэтому нельзя исключать, что и Казахстану придется увеличить призовой фонд, чтобы «было не хуже». 

Вообще проведение подобного международного мероприятия после Эмиратов, идея крайне рискованная. В том, что арабы устроят действительно грандиозное шоу, можно не сомневаться, и за тратами они точно не постоят, ну а чтобы не ударить в грязь лицом, и Казахстану придется потратиться значительно. Может поэтому в министерстве туризма и спорта пока не готовы называть даже примерные суммы на организацию и проведение Игр. 

   - Об общем бюджете игр ещё говорить преждевременно, так как мы на сегодняшний день изучаем опыт проведения игр в Казани. И сейчас мы ожидаем, какой эффект будет от этих Игр и какой бюджет будет затрачен в Абу-Даби. Но бюджетная заявка сейчас отрабатывается с министерством финансов, - сказал Серик Жарасбаев.

На проведение игр в Казани Россия выделяла почти 6 млрд рублей из федерального бюджета, по нынешнему курсу, это 33,5 млрд тенге. Сколько выделили Эмираты неизвестно. Но вице-министр отметил, что министерство сделает все, чтобы Казахстан потратил как можно меньше, не в ущерб грандиозности мероприятия.

   - Нагрузка будет распределена, скажем так, равномерно между коммерческими структурами, между спонсорами и теми инвесторами, которые готовы зайти в проведение столь масштабного и международного мероприятия. Поэтому будет некий консолидирующий, общий бюджет. Нам нужно некоторое время для того, чтобы, определить ту часть, которая будет выделена из республиканского бюджета. Затем непосредственно привлечение спонсорских средств. И есть международный оргкомитет, который тоже войдет собственным бюджетом в проведение игр. До этого игры показали, что международные компании не остались в стороне, - подчеркнул вице-министр. 

PS

Как показывает предыдущий опыт, подобные крупные международные мероприятия в Казахстане слишком частенько заканчивались громкими коррупционными делами о хищении средств и пустующими, построенными к мероприятию объектами, которые так и не дали толчок к развитию инноваций, зеленых технологий, спорта и так далее. Так было и с Экспо-17, и с Универсиадой и Азиадой. Да и последние Игры кочевников, скорее запомнились скандалами с судейством.  Хорошая новость в том, что к Играм будущего пока новые объекты строить не планируется, значит и шансов для коррупции будет меньше. Ну сами Игры станут проверкой не только для министерства спорта, но и для министерства цифровизации. Ведь онлайн трансляция будет на весь мир, и очень некрасиво получится если подведет качество казахстанской интернет-связи.