“Ситуация под контролем”: что известно о семье, потерявшей пятерых сыновей в пожаре

Марина Маратова
Фото Ulysmedia

6 июня в селе Жымпиты Сырымского района Западно-Казахстанской области простились с пятью маленькими мальчиками, родными братьями, которые погибли в съемном доме из-за пожара. Трагедия потрясла не только аул, но и всю страну. Родные малышей пребывают в растерянности и отчаянии, а власти до сих пор не дают ответы на многие вопросы, которые волнуют общественность.

Корреспондент портала Ulysmedia.kz приехал в аул Жымпиты, в надежде понять - что надо менять в стране, чтобы дети не гибли семьями, пока их родители пытаются заработать на жизнь.

Обычная семья

Семья Сабировых жила в небольшом доме на окраине села Жымпиты — административного центра Сырымского района. Население аула – около 15 тысяч человек. Все местные, кто знает Сабировых, говорят, что семья была обычной — отец работал, мама приглядывала за детьми, находилась в декретном отпуске по уходу за малышами. Своего дома у большой семьи не было, они арендовали небольшой саманный дом по улице Сагырбаева с прошлой осени.

В этом доме и произошёл пожар днём 4 июня.

AMP

«Лежали все рядом»

Пожар заметили соседи, вызвали спасателей. По официальной информации, наряд пожарных прибыл на место быстро, за шесть минут: вызов зафиксирован в 15:03, прибытие пожарного расчёта — в 15:09.

- Огнеборцы прибыли на место происшествия через пять минут после поступления вызова. По прибытии в доме горели личные вещи и мебель открытым пламенем на площади 30 кв.м. Спасатели обнаружили пятерых детей в бессознательном состоянии, — говорится в официальном сообщении пресс-службы департамента по ЧС Западно-Казахстанской области, которое было опубликовано спустя 2,5 часа после пожара. 

 

AMP

Кроме этого скудного пресс-релиза, сообщений от спасателей, даже через три дня, больше не было. Но даже в этом небольшом сообщении есть расхождения с тем, что говорят очевидцы. По словам соседей, пожарные действительно прибыли быстро, но тушили дом снаружи, даже не пытаясь зайти внутрь. 

Дело в том, что дом был закрыт и спасатели подумали, что внутри — пусто. О том, что в доме есть дети, пожарным сообщил сосед, который и звонил в экстренную службу.

- Когда зашли в дом, дети уже были без сознания, лежали все рядом. Я сам этого не видел, но так говорят. Знаю, что ожогов у мальчиков не было, видимо, отравились угарным газом,— рассказал живущий напротив теперь уже опустевшего дома Тлек Аманбаев.

AMP

Мужчина отмечает, что подружиться с молодой семьёй, недавно переехавшей на их улицу, не успел. Но знает, что обоим супругам около 30 лет, мужчина работает в местном доме культуры завхозом, а женщина периодически выходила на подработку — помыть полы, в магазине помочь.

- На одну заработную плату сейчас не прожить, поэтому она подрабатывала. Наверное, и в тот день она ушла, чтобы где-то помочь или полы вымыть, — предполагает Тлек Аманбаев.

Как живётся и жилось многодетной семье в Жымпиты

Тлек Аманбаев рассказал, что старший сын Сабировых, шестилетний Раян, совсем недавно закончил нулевой класс в местной школе. В семье было ещё пять мальчиков — пятилетний Райса, четырёхлетний Диар, двухлетний Нурхан и восьмимесячный Алихан. По возрасту, трое из мальчиков могли бы ходить в детский сад. Как рассказали местные жители, а после подтвердили и районные власти — в Жымпиты есть два детских сада. Один государственный, другой частный. Но позволить себе отдать ребёнка в дошкольное учреждение могут далеко не все сельчане. Месяц пребывания малыша в группе детского сада обходится, по словам местных, от 14 тысяч тенге. 

Для многих — это дорого. А для семьи с пятью малышами, практически погодками,— и вовсе неподъемные траты получаются.

- Садики у нас есть, но откуда на них деньги? У них (Сабировых) на всех денег платить не хватило бы. Какой детский сад, когда даже на продукты не хватает. Бесплатно ведь не будут давать место в детском саду, — констатирует местная жительница, попросившая не называть ее имя.

Сельчанка отмечает, что в Жымпиты есть и обеспеченные жители, но их немного. Большинство зажиточных работают в госучреждениях райцентра, некоторые держат скот, некоторые уезжают работать на нефтяные месторождения или в Уральск.

Остальные, как и Сабировы, перебиваются случайными заработками.

- Таких, как эта семья (небогатых — прим.), в ауле хватает. Разве не из-за этого произошло горе? Если мать пятерых детей пошла мыть пол, оставив их одних… Разве легко пятерых вырастить? Работы почти нет, ведь если бы она была, разве ходила бы она так подрабатывать? Дома не было… А сейчас им дом дадут. А зачем им сейчас дом, когда он нужен был при живых детях, — высказывается жительница Жымпиты.

При этом, помочь в присмотре за детьми Сабировым было некому. Оба они лишились родителей, рассказал один из родственников.

- Родители мальчиков — сами сироты, ни отца ни матери. Им надо было детей обеспечивать, а материальное состояние у них слабое было — как могли, так и жили. Кто знает, как бы всё сложилось, если бы у них была бы помощь? Пять детей в один день оставили своих родителей…, — рассказал Жумакан Умбетьяров, в чьём доме прошли похороны пяти малышей.

Что говорят в акимате

В районном акимате подчеркивают: семья не подавала заявление на очередь в детский сад.

- Дети все погодки, мама сидела дома - в декрете, — отметил аким Сырымского района Жумагекелди Батырниязов.

При этом, по словам акима, в селе примерно сотне детей не хватает места в детских садах.

Не стояли Сабировы на учете и как малоимущие. По словам акима района Жумагекелди Батырниязова, их доход превышал минимум, при котором начисляется адресная соцпомощь.

- Отец семьи работает в сельском дворце культуры, мама получает пособие по уходу за ребёнком до 1,5 лет и пособие, как многодетная семья. В прошлом году они встали на очередь на получение жилья. АСП (адресная соцпомощь) им не была назначена, так как их доход был выше 70% от прожиточного минимума на человека, — рассказал аким района.

Без комментариев...

Страшным ударом смерть сразу пятерых малышей стала для многих и за пределами Жымпиты. На похороны люди начали собираться с самого утра, после девяти часов установили за воротами, на улице, пять тобутов, к этому моменту из местной мечети приехал мулла. Все мужчины вышли за ворота дома, а женщины наоборот прошли ближе к дому. Началась молитва, во время которой женщины плакали, а журналистов близкие семьи настойчиво попросили уйти от места прощания.

После тела малышей погрузили в машину и повезли на расположенное в пяти минутах от дома, где погибли мальчики, кладбище. С соболезнованиями пришли местный и районный акимы, сотрудники акиматов. Представители областных властей в день похорон в Жымпиты не приехали.

К слову, от комментариев областной акимат тоже отказывается, ссылаясь на то, что у людей горе, и сейчас не время обсуждать причины трагедии. Не захотела разговаривать с прессой и семья погибших. Им в соцсетях областной аким Нариман Турегалиев пообещал новое жилье, а также заявил, что ситуация под его личным контролем.

Ну и действительно, родных понять можно: они потеряли пятерых детей. Однако точных причин трагедии никто так и не озвучил.



Между тем, все очевиднее одна простая истина: в стране как-то криво работает система даже не поддержки, а банального определения нуждающихся. По словам районного акима, у Сабировых было более 70% от прожиточного минимума, получается, примерно 37 тысяч тенге на человека. Многодетный отец, трудясь завхозом в доме культуры, зарабатывал. И этого, по мнению государства, достаточно, чтобы не быть нуждающимся. Сколько еще таких “ненуждающихся” даже не в стране, а хотя бы в Западно-Казахстанской области? И можно ли как-то им помочь, не дожидаясь очередной трагедии? Скорее всего с учетом упорного молчания чиновников, ответ очевиден, только он мало кому понравится.

К слову, с декабря 2022 года руководит Западно-Казахстанской областью Нариман Турегалиев. До того, как стать акимом, он много лет пооработал в системе социальной защиты населения. И, казалось бы, как никто другой должен понимать специфику этой отрасли, мог бы выступить не только как глава региона, но и как эксперт. Но Нариман Турегалиевич выбрал почему-то тактику молчания.