Весной 2024 года Казахстан столкнулся с беспрецедентными паводками — стихийное бедствие стало крупнейшим в стране за последние 80 лет, затронув 10 из 17 областей. Сейчас, спустя год после масштабного наводнения, казалось, что все испытания остались позади — правительствоотчитывалось, что все пострадавшие получили компенсацию или новую недвижимость.
Выяснилось, что государственная помощь дошла не до всех. Сегодня, 13 мая, в Астане выступили жительницы Уральска Ирина Котович и Наталья Бухтина — они тоже стали жертвами стихии и ехали несколько суток из ЗКО до столицы, чтобы озвучить свои проблемы на пресс-конференции. Корреспондент Ulysmedia.kz выслушал претензии.
Ирина Котович более 10 лет жила на территории садового общества "Малиновый сад". Женщина рассказала, что её жилье было признано непригодным после паводков, однако дом долгое время был оформлен на ее маму — приводить документы в порядок семья начала только весной, когда и произошло ЧП.
Ирина заявила, что это и стало основной причиной, по которой местные власти отказались признать еепострадавшей от наводнения. Как она утверждает, акимат через суд записал ее в арендаторы, которые решили обогатиться за счёт бедствия.
В итоге Наталья получила лишь единовременную выплату в размере 150 МРП на приобретение утраченных вещей первой необходимости, но помощи на капитальный ремонт или предоставление нового жилья добиться не удалось.
– У нас есть справки из поликлиники и школы, где подтверждается, что мы действительно жили по этому адресу. Не будут же их просто так выдавать. Квитанции за комуслуги, в конце концов. Теперь мы остались одни среди разрушенных дач. Получается, ранее у нас были условия для жизни там. Сейчас нет даже дороги. Мы живём в плесени, в грибке, в полуразрушенном доме.
Мать имеют свою квартиру, она живёт отдельно от нас. Получается безвыходная ситуация. Она не имеет права, так как у неё есть основное жилье, а мы не можем, так как, якобы,х приобрели это жилье во время ЧС с целью обогащения, – рассказала она.
Ирина призналась, что сейчас её семье приходится жить в невыносимых условиях — садовое общество превратилось в бесхозный, заброшенный дачный посёлок, так как все соседи получили новые дома и съехали.
Наталья Бухтина также оказалась в сложной ситуации. Она жила в садовом товариществе “Автомобилист” и, как и Ирина, не имеет другой крыши над головой. Более того, Наталья одна воспитывает троих детей и вынуждена вместе с ними переезжать от одних родственников к другим.
Наталья не сталкивалась с трудностями при оформлении документов — дом был зарегистрирован на её имя, за него она выплачивала кредит. Однако и вее случае государство ограничились поддержкой в виде 150 МРП. Суд счёл, что в другой помощи она не нуждается, поскольку у её бывшего мужа имеется небольшая квартира, в которой он живет вместе с братом.
– Во время паводка 2024 года затопило мою дачу. Там жить сейчас вообще невозможно. У меня было три комиссии - подтвердили, что дом в аварийном состоянии — под снос.
Наш дом вообще треснул. У меня трое детей. После паводка нам некуда идти. Мы скитались по квартирам, по родственникам. Акимат и судья ссылаются на то, что у моего бывшего мужа есть однокомнатная квартира — 30 квадратов на двоих с братом. То есть у моего мужа бывшего есть половина квартиры. Я к этой квартире не имею никакого отношения. Я осталась одна вот в такой ситуации с детьми, — сказала она.
И Ирина, и Наталья делились своими историями с журналистами, едва сдерживая слезы. Они обратились к своему акимату через камеры столичных СМИ, надеясь, что таким образом их голос будет услышан. Женщины попросили местных чиновников обратить на них внимание и оказать содействие, помочь "хоть чем-то", в идеале – получить ключи от нового жилья.
В акимате Западно-Казахстанской области, отвечая на запрос Ulysmedia, подтвердили, что женщины не включены в перечень граждан, оставшихся без жилья в результате чрезвычайной ситуации. Станут ли им оказывать помощь – в сообщении не уточняется. Судя по всему, такой вопрос локальные власти не поднимают.
– Решением городской комиссии №9 от 07 июня 2024 года отказано в предоставлении жилища Котович О. в связи с приобретением жилья во время чрезвычайной ситуации. <…> За супругом истца Бухтиным Н.В. зарегистрировано недвижимое имущество в виде квартиры, расположенной по адресу: г.Уральск, ул.Сейтек, дом 26, квартира 11.Под критерии, определенные Правилами Бухтина Н. не подпадает, поскольку дачный дом - не единственное жилье, – говорится в сообщении акимата.
Напомним, паводки 2024 года стали одними из самых разрушительных в истории Казахстана. В 10 регионах РК было введено чрезвычайное положение. Наиболее сильно пострадали Актюбинская, Атырауская, Костанайская, Западно-Казахстанская и Северо-Казахстанская области. В этих регионах были зафиксированы разрушения жилых домов и объектов инфраструктуры.
По всей стране было повреждено более 19 тысяч жилых домов. В результате подтоплений были эвакуированы более 119 тысяч человек, в том числе около 44 тысяч детей. В борьбе с наводнениями приняли участие более 63 тысяч сотрудников силовых структур. Президент Касым-Жомарт Токаев поручал чиновникам предоставить государственную помощь всем пострадавшим от стихийного бедствия.