Исполнилось два года с момента назначения Олжаса Бектенова премьер-министром Казахстана. Политолог Газиз Абишев считает, что главным итогом этого периода стал разворот экономической политики в сторону более жёсткой финансовой дисциплины и приоритета экономического роста, передаёт Ulysmedia.kz.
По его словам, Казахстан пошёл по пути, который сейчас выбирают многие страны. Аналогичные изменения происходят в США, Германии, Великобритании и других государствах Европы. Общая логика сместить акцент с постоянного наращивания социальных расходов на эффективность, адресность и устойчивость экономики.
- Суть происходящей трансформации в том, что социально-экономический маятник балансирует в сторону приоритета здорового экономического роста. В 2024-2025 годах произошел принципиальный сдвиг: рост социальных расходов перестал быть самоцелью, в фокусе оказались адресность, эффективность и управляемость системы.
Кабинет Бектенова столкнулся-таки с накопленным эффектом предыдущих лет в виде огромного дефицита бюджета. В 2025 году оптимизировали расходную часть. В 2026 начали зачищать остатки – систему медицинского страхования, подушевое финансирование частных школ и другие отрасли, - отмечает политолог.
При этом, как отмечает Абишев, экономика продолжила расти. По итогам 2025 года ВВП увеличился на 6,5%. Однако, как подчёркивает политолог, риски сохраняются. Проблемы с экспортом тенгизской нефти в начале 2026 года, нестабильность сырьевых рынков и дефицит инвестиций могут повлиять на дальнейшую динамику.
Именно этим, по мнению Абишева, объясняется налоговая реформа. Ее цель - не только закрыть бюджетные дыры и выполнить социальные обязательства, но и направить ресурсы в долгосрочное развитие несырьевой экономики, отмечает он.
Абишев прогнозирует, что курс на сокращение расходов и усиление налоговой дисциплины продолжится. Социальная помощь, по его словам, будет становиться более точечной: меньше массовых выплат и больше адресных решений.
- В некотором смысле, придётся пережить эпоху тетчеризма, а после того, как бюджет выйдет на устойчивую траекторию – можно будет переходить к рейганомике, - пишет политолог.
Как отмечает политолог, с учётом казахстанской специфики - высоких социальных ожиданий и постсоветской модели - этот процесс будет непростым. Однако цель, считает он, перестроить экономику так, чтобы она соответствовала современным вызовам и была устойчивой в долгосрочной перспективе.