Политолог Газиз Абишев прокомментировал заявление президента Касым-Жомарта Токаева о том, что более 7 трлн тенге в 2025 году были переведены через один из казахстанских банков из сопредельной страны в третьи государства, передаёт Ulysmedia.kz.
Отметим, что накануне Национальный банк, АФМ и Агентство по финмониторингу объявили о проверке трансграничных операций ряда банков.
- Лично мне понятно и без всяческих деталей, что мы стали свидетелями выплеска на поверхность очень серьёзной истории. Публичные комментаторы, не имеющие на своих плечах ответственности за судьбы страны, могут говорить что угодно.
Но Казахстан в текущей геополитической ситуации вынужден вести очень деликатную игру, чтобы минимизировать потенциальный ущерб от глобальной нестабильности. Даже делясь своим видением, скруглю углы, чтобы не навредить, - отметил политолог.
Как напомнил политолог, Токаев не раз подчёркивал: Казахстан не участвует в конфликтах, не выбирает стороны и строго следует своим международным обязательствам, включая отказ от обхода санкций. Этот курс, по его словам, хорошо известен внешним партнёрам.
При этом Абишев указывает и на внутренние риски. По его мнению, часть банковского сообщества, ориентируясь на быструю прибыль, готова участвовать в масштабных финансовых схемах, даже если это может повредить национальным интересам. Он подчёркивает, что банки часто неохотно кредитуют бизнес, ссылаясь на высокую базовую ставку, но активно включаются в операции с высокой маржой.
- Ещё раз - Казахстан против международной эскалации. Президент Токаев продвигает исключительно дипломатические методы разрешения противоречий. Вместе с тем, официальная Астана чётко выполняет все взятые на себя международные обязательства. Несколько лет назад Казахстан чётко артикулировал свой отказ от нарушения санкционного режима.
При этом, частные банки преспокойно гоняют туда-сюда миллиарды долларов, совершенно не заботясь о том, как это может повлиять на экономику страны, на её внешнеполитические позиции, - заявил он.
По мнению политолога, в таких ситуациях президенту приходится вмешиваться напрямую и «вручную» наводить порядок, если регуляторы или крупный бизнес недооценивают масштаб угроз.