Кто о чем, а я… о шпионах. Не могу понять «тишину», все равно что броней, закрывшую информацию о нашем соотечественнике, который попал в серьезную ситуацию в Польше. Казахстанского офицера задержали и обвинили в страшном грехе - шпионаже. Серьезнее обвинение и придумать сложно, но время идет, а никто не предъявляет доказательств, не объясняет, что произошло на самом деле и когда будет суд. Молчит и польская, и казахстанская сторона…
Как мне удалось узнать, МИД Казахстана направил в Варшаву ноту, запросив официальные разъяснения и консульский доступ. Но ответа пока нет. Польские власти, ссылаясь на тайну следствия, комментировать ситуацию отказываются.
Не в Варшаве, в Нью-Йорке я пыталась прояснить, что произошло с нашим гражданином, и прямо задала вопрос по поводу ареста казахстанского дипломата премьер-министру Польши Дональду Туску. Вопрос восторга не вызвал, ответ был предельно сухим и коротким.
- В курсе. Этим занимается служба безопасности.
Но, если об этом знает премьер Туск, можно подозревать и строить версии, что это не просто «косяк» какого-то человека, а часть какой-то большой политической игры. Неужели действительно казахстанский военный дипломат мог работать на российскую разведку?
Из-за затянувшейся паузы по этому делу, попавшему в ленту мировых новостей, я начала сомневаться – мог ли молодой офицер, который давал присягу на верность, предать Родину? Да, в его биографической справке есть строка — «окончил российский военный вуз». Но разве это доказательство? У нас у каждого второго чиновника диплом российского вуза.
Если его вина будет доказана, то есть подтвердится, что он шпионил, ему грозит до 10 лет лишения свободы. Но если только она действительно будет доказана. Пока же об этом никто не говорит. А что если это провокация, попытка давления или демонстрации лояльности Варшавы своим западным партнёрам?
И всё же, если следствие найдет доказательства, то это будет серьезным предупреждением не только для службы внешней разведки «Барлау», но и для всего Казахстана.
Даже сигналом, что система, которая должна стоять на страже интересов родины, нуждается в глубокой реформе и, главное, в новых кадрах.
Пока же все «поймали тишину», а журналистам, приходится по капле собирать информацию и выстраивать картину из слухов, редких комментариев и дипломатических пауз.