Известный казахстанский китаевед, директор Центра китайских исследований China Center Адиль Каукенов поделился размышлениями о том, почему Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) пока не реагирует на вновь обострившийся конфликт между Ираном и Израилем, передаёт Ulysmedia.kz
В конфликте Израиля и Ирана, вновь возникает дилемма для Шанхайской организации сотрудничества, так как Иран является полноправным участником данной региональной организации уже далеко не первый год.
То есть мы видим ситуацию, когда третья страна (Израиль) первой нападает на страну-участницу ШОС, убивает ряд политических и военных лидеров, бомбит его критически важную инфраструктуру и даже призывает на помощь своих союзников в лице США после ответных иранских ударов, а от ШОС пока нет вообще никакой реакции.
Причем здесь вообще ШОС, спросит непосвященный читатель? А при том, что одной из ключевых зон ответственности ШОС является обеспечение безопасности стран-участниц. И в организации приняты просто тонны документов на эту тему.
Конечно, в ШОС нет обязательств как в НАТО вступать на защиту стран-участниц в случае нападения на нее. Но тем не менее, когда Иран подавал заявку на вступление в ШОС, его задача была попасть под «зонтик безопасности ШОС». И кстати, именно его конфликт с Израилем был одним из главных аргументов непринятия Ирана в ШОС, так как были опасения втягивания организации в большой конфликт в случае израильско-иранской войны.
Когда шел конфликт Индии и Пакистана или Кыргызстана и Таджикистана, логика молчания ШОС была объяснима, идет битва между участниками. Но сейчас впервые ситуация, когда страна ШОС подвергается внешней агрессии.
Заметим, что сейчас в либерально-прозападных кругах объясняют тот факт, что Израиль первым напал тем, что у Тель-Авива были на то веские причины, так как Иран на государственном уровне демонстрирует враждебность к Израилю.
Однако, при всей своей враждебной риторике, Иран всегда был очень аккуратен в действиях. Ранее обмениваясь ударами с Израилем, иранские силы старались провести это как можно зрелищно, но при этом так, чтобы не спровоцировать войну государств.
Это отличает от текущей ситуации, так как Израиль намеренно использовал военную силу, чтобы уничтожить если не весь Иран, то как минимум его политическую верхушку и институты власти.
Во время начала российско-украинского конфликта эти же либеральные круги говорили о том, что никакие причины не являются важными, а вину несет строго тот, кто нанес удар первым. Но как оказалось, все очень вариативно.
Тем более в ШОС есть еще одна страна, также отрицающая Израиль на государственном уровне и не имеющая с ним дипломатических отношений – это Пакистан. Соответственно, в данной прозападной логике, Израиль имеет полное право напасть на Пакистан.
При этом всем, дистанцирование ШОС вполне объяснимо, организация не обладает инструментарием чтобы вмешаться в конфликт, так как слишком много участников у которых диаметрально разные интересы. В данном случае даже страны Центральной Азии не готовы поддержать своего соседа по Каспию - Иран по простой причине, дело не в далеком Израиле, а в его могучем союзнике США, который при Дональде Трампе очень непредсказуемом и легко может под «горячую руку» зачислить в «ось зла» всех недостаточно сильных.
Тем самым, для других стран ШОС очевиден вывод, организация пока не способна защитить страны участницы от внешней агрессии.
Даже если представить гипотетическую ситуацию, когда Талибан нападет на Таджикистан, ШОС также займет дистанцированную позицию, так как Талибан обладает особыми связями с Пакистаном, который не даст осудить своих подопечных. Собственно радикальная оппозиция Талибана поэтому называет талибов «рабы Пенджаба», намекая на самую богатую провинцию Пакистана.
Однако никто из ШОС при этом выходить не будет, потому что ШОС хороша для других задач: обеспечение диалога, праздников, культурно-гуманитарных контактов и прочего. Например, ШОС устраивает отличные марафоны, в одном из которых мне лично доводилось принимать участие.
Другое дело, что явно нужна реформа организации, где стоит убрать педалирование на аспект безопасности, чтобы у стран-участниц и желающих вступить, не возникало неоправданных ожиданий и соответственно разочарований, наносящих ущерб репутации ШОС.