Казахстанское законодательство оказалось не готово к Starlink

Аскар Жакыпов
коллаж Ulysmedia

Эксперт считает, что за феноменальную скорость развертывания и комфорт при использовании Starlink казахстанцы расплачиваются безопасностью, передает Ulysmedia.kz.

Подробности 

Президент Казахстанской ассоциации операторов связи Олег Емельянов указал, что регуляторная политика нашей страны не может оперативно "переварить" негеостационарные спутниковые системы связи (НГСО). 

      - Вся нормативная база десятилетиями строилась вокруг классической иерархии: магистраль → региональные узлы → последняя миля → точки контроля. Starlink в эту модель не влезает физически. Он приходит «сверху», ломая архитектуру об колено, - отметил он. 

В результате складывается парадоксальная ситуация: пока от местных операторов требуют соблюдения всех норм, сотни сельских школ и госорганизаций, подключенных через «тарелки», фактически живут в режиме исключения. Их трафик идет в интернет напрямую, «приземляясь» где-то во Франкфурте, в обход Единого шлюза доступа к Интернету (ЕШДИ) и национальной маршрутизации. С точки зрения информационной безопасности, по оценке эксперта, это очень тревожно. 

Предложение 

Просто "закрутить" гайки тоже нельзя, подчеркнул Емельянов. Ведь в отдаленных сёлах альтернативы Starlink попросту нет. Поэтому он предлагает следующее: 

      - Идея проста: превратить Starlink из «окна в Европу» в обычный транспорт. Ставим после терминала криптошлюз (желательно наш, отечественный). Поднимаем защищенный VPN-туннель до центрального узла в Казахстане. И уже там, внутри периметра, жестко привязываем госорган к каналу, выдаем казахстанский IP и прогоняем через ЕШДИ.

Starlink остается быстрым транспортом последней мили. А контроль, доверенная среда и цифровой суверенитет возвращаются внутрь страны, - заключил он. 

Контекст 

‎Starlink официально запустили в Казахстане в августе прошлого года - компания добавила нашу страну в число регионов, где доступен высокоскоростной интернет. Ранее стали известны тарифы на интернет от Илона Маска.