Нацбанк, правительство и АРРФР в конце прошлого года согласовали совместную программу по стабилизации казахстанской экономики. Эта программа должна стать основой развития страны на следующие три года — но у экспертов уже появились к ней серьёзные вопросы, сообщает Ulysmedia.kz.
Экономист Мурат Темирханов, советник председателя правления Halyk Finance, опубликовал подробный комментарий по совместной программе правительства, Нацбанка и АРРФР. Он считает, что документ не отвечает на многие наболевшие вопросы и лишь ставит новые.
В частности, непонятно, как планируется повышать реальные доходы казахстанцев при прогнозируемой инфляции в 9–11%.
— Не раскрыто, какие новые меры будут способствовать ускоренному росту частных внутренних и иностранных инвестиций в экономику. В целом остаётся неочевидным, чем заявленные в программе государственные меры принципиально отличаются от ранее реализуемых с точки зрения диверсификации экономики, повышения производительности труда, развития несырьевого экспорта, формирования нового инвестиционного цикла и обеспечения качественного экономического роста, — подчеркнул Мурат Темирханов.
Эксперт указывает, что главные признаки неустойчивого роста экономики — это высокая нестабильная инфляция и снижение реальных доходов населения. Авторы программы это, конечно, понимают. Поэтому среди главных целей заявляют именно борьбу с инфляцией и повышение благосостояния казахстанцев. К целям программы вопросов нет — но насчёт методов их достижения можно поспорить.
В частности, вызывают сомнения крупные вливания в экономику через холдинг «Байтерек» — который только в 2026 году получит триллион тенге из бюджета, а в общей сложности привлечёт 8 трлн тенге. Мурат Темирханов указывает, что займы «Байтерека» будут осуществляться под гарантию государства.
— Дальнейшие операции холдинга «Байтерек» по прямым и косвенным мерам поддержки в приоритетных отраслях в объёме порядка 8 трлн тенге в виде льготного кредитования по своей сути — квазифискальные операции правительства, которые противоречат стандартным принципам бюджетной консолидации, — подчёркивает экономист.
В 2026 году правительство рассчитывает сократить использование средств Нацфонда и вместо этого активнее задействовать «Байтерек». Но это не снизит инфляционное давление и противоречит тем рекомендациям, которые давали властям Казахстана эксперты МВФ.
Насчёт того, как авторы программы хотят диверсифицировать экономику и привлекать частные инвестиции, тоже есть вопросы. Мурат Темирханов обращает внимание, что в документе приводятся те же самые формулировки, которые повторяются в стратегиях правительства уже более 20 лет подряд. Задачи ставятся одни и те же, способы их реализации остаются прежними, а конкретных результатов как не было, так и нет.
— Основным упущением текущей программы совместных действий и всех прошлых стратегических программ развития страны за последние 15 лет является отсутствие критического анализа того, почему все прошлые меры правительства по качественному росту экономики не привели к желаемым результатам, — отмечает экономист.
Например, в программе никак не анализируется, почему правительство провалило план по привлечению иностранных инвестиций (на 2025 год ставили задачу довести их объём до 30 млрд долларов в год, а по факту показатель может не дотянуть до 20 млрд долларов). Просто теперь вместо поиска частных инвесторов государство хочет сделать ставку на закидывание реального сектора экономики деньгами из «Байтерека».
Авторы программы отмечают, что участие государства в экономике нужно снижать. Но, опять же, не дают анализа и оценки нынешней ситуации. Между тем именно значительная доля государства в экономике мешает Казахстану развивать рыночные отношения и конкуренцию. Доходит до того, что госструктуры начинают заменять собой банки и фондовый рынок. Программа не решает эту проблему и даже в чём-то усугубляет.
— В документе акцент смещён с сокращения доли государства в экономике посредством приватизации на так называемую «оптимизацию» деятельности государственных компаний. При этом в программе отсутствует описание мер, направленных на снижение негативного влияния государственного сектора на рыночные механизмы и конкурентную среду. Более того, предусматривается существенное расширение замещения функций банковской системы и фондового рынка государством за счёт резкого увеличения объёмов государственного льготного кредитования, оцениваемого на уровне порядка 8 трлн тенге ежегодно, — объясняет Мурат Темирханов.
И это лишь часть вопросов к совместной программе, которые возникли у эксперта.
Правительство, Нацбанк и АРРФР презентовали свою программу совместных действий по стабилизации экономики в ноябре прошлого года. Мы ещё тогда разбирали основные положения этого документа и тоже указывали, что расширение роли «Байтерека» не вяжется с планами по либерализации экономики.