Пока в Токио шли официальные мероприятия, в кулуарах визита президента Казахстана в Японию состоялся разговор, которого давно ждут алматинцы. Глава холдинга «Байтерек» Рустам Карагойшин впервые прямо рассказал, что происходит с идеей большого горного кластера, вокруг которого растут споры, страхи и слухи.
Подписанное в Токио соглашение - не формальность. Речь идёт о реальных деньгах от японских банков и совместных проектах с японскими компаниями, сообщил руководитель «Байтерека» Ulysmedia.kz.
- Мы говорим о финансировании частного сектора и технологических проектов. Япония здесь - это технологии, планирование и длинная дистанция, - нарисовал перспективы Рустам Карагойшин и добавил, что валюта - только под экспорт - деньги пойдут туда, где есть внешний рынок, а не просто «освоение»
Горный кластер в предгорье Алматы вызывает много вопросов, но самый главный и, пожалуй, самый болезненный вопрос - за чей счёт собираются строить курорт мирового класса.
Ответ прозвучал чётко: не за счёт Национального фонда.
- Это привлечённые средства. Есть расчёт окупаемости на 20–30 лет. Мы смотрим не только на канатные дороги, но и на весь поток - аэропорт, гостиницы, малый бизнес.
Иными словами, модель не из ряда привычных – поговорили и забыли, речь идет об экономике целого региона - от самолётов до кафе у подъёмников.
Проект охватывает весь горный ансамбль Алматы - Кок-Тобе, Кок-Жайляу и прилегающие зоны. Но это не значит, что горы «перекопают», заверил Карагойшин.
- Это гондольные решения, опоры, минимальное вмешательство. Не будет экскаваторов по всему склону.
Архитектура - не из PowerPoint. В проектировании участвуют мировые компании, включая структуры, связанные с бюро Нормана Фостера. Управлять курортом будет PGI - оператор, который работает с Куршевелем и швейцарскими курортами.
То есть ориентир - не будет еще одного Шымбулака, создать собираются место уровня destination, куда летят специально.
Этот вопрос звучит каждый раз, его поднимают и в соцсетях, и на митингах.
Ответ скучный, но честный: Алматы - это агломерация и спрос, рядом аэропорт, сезон длиннее, снег стабильнее рядом, город интересен всему миру.
- Не просто так ещё в советское время развивали Медеу и Шымбулак – это была логика, а не случайность.
Карагойшин не стал отрицать, что идею горного кластера поддерживают не все.
- Посмотрите на Европу. Курорты живут десятилетиями и при этом берегут природу. Кто сказал, что развитие равно уничтожению, - ответил он на протесты и пообещал, что проект обещают реализуют по по тем же стандартам, что применяют в Альпах.
В числе аргументов Карагойшина:
* рост пассажиропотока (он уже удвоился за три года);
* новые гостиницы — от 3 до 4 звёзд;
* малый бизнес;
* логистика;
* идея Алматы как хаба между Азией и Европой.
- Если Дубай сделал ставку на пустыню, то у нас есть горы и климат. Почему этим не пользоваться, - задает встречный вопрос Карагойшин.
Самое важное в этом проекте, как заверил глава «Байтерека», не архитектура, деньги или количество документов.
- Мы работаем на качество. И подписываем только то, что будем выполнять.
Горный кластер в Алматы - проект спорный и эмоциональный. Но теперь мы хотя бы примерно знаем, что ждет жителей региона.