Налоговые реформы в Казахстане: эксперт заявил о нарушении законотворческого процесса

Гумарова Асем
Ulysmedia

Эксперт с двадцатилетним опытом в налоговом консультировании Сакен Карин заявил, что отдельные поправки в рамках нового Налогового кодекса принимались с нарушением законотворческого процесса, сообщает Ulysmedia.kz

Подробности

Сакен Карин, глава Казахстанской ассоциации налоговых консультантов, выразил критику в адрес нормы, которая запрещает компаниям на общеустановленном режиме включать в вычеты расходы на товары и услуги от субъектов с упрощённой декларацией.

По его мнению, эта поправка была принята с нарушением законотворческого процесса, так как не обсуждалась с представителями бизнеса.

Цитата

— Мы неоднократно поднимали этот вопрос и направляли обращение в Министерство юстиции о том, что нормы, направленные в Мажилис в феврале, не проходили экспертное заключение в Национальной палате предпринимателей, что, на наш взгляд, является грубым нарушением. Фактически бизнес не участвовал в обсуждении этих норм.

Согласно регламенту Мажилиса и правилам законотворческой работы правительства, такие процедуры обязательны, однако они были нарушены, — сказал он.

Анализ и прогнозы

Кроме того, эксперт добавил, что предприниматели не увидели подробного экономического анализа и прогнозных данных на несколько лет вперед от ответственного ведомства.

– Эти данные должны показывать как негативное, так и позитивное влияние на государство и бизнес. Однако таких расчетов мы не видели. Была предоставлена презентация КГД по этому вопросу на одной странице. Там указано: сделки между плательщиками СНР и плательщиками ОУР на 60–62% от оборотов могут являться схемами по уклонению от налогов, – отметил эксперт.

Карин добавил, что сотрудничество предприятий, работающих на ОУР и СНР — это нормальный бизнес-процесс. При этом, он подчеркнул, что не отрицает факты незаконной оптимизации и считает, что с ним можно бороться мерами налогового администрирования. В противном случае, по мнению эксперта, множество компаний в Казахстане будут вынуждены закрыться или релоцироваться в соседних странах.

– С этими случаями можно бороться мерами налогового администрирования: уведомлениями, проверками, признанием сделок недействительными и т.д. Вместо этого правительство решило ставить заслон на все обороты, связанные с юридическими лицами. Уже сегодня компании начинают думать: если они платили 3%, им необходимо перейти на общеустановленный режим. Для индивидуального предпринимателя это 10%, плюс НДС — 16%. Фактически налоговая нагрузка возрастет в 7–15 раз.

Простой пример: компания с рентабельностью 9% имела аренду у спецрежимных контрагентов. Теперь работать с ними нельзя, потому что они отказываются переходить на ОУР. Спецрежим выгоден им на 4%, а компания теряет, так как должна исключить 20% из вычетов при 9% рентабельности. При таких условиях компания может закрыться, — объяснил он.

Напомним, 2025‑й стал для Казахстана годом налоговых баталий. Новый Налоговый кодекс, который вступит в силу с 1 января 2026 года, оброс сотнями поправок, протестами бизнеса и жаркими дискуссиями в кулуарах власти. Это, пожалуй, самая обсуждаемая и тревожная реформа последних лет. Что ждет бизнес и обычных казахстанцев после 1 января 2026‑го?

Стоит ли готовиться к коллапсу малого предпринимательства или же реформа откроет новые возможности? Эти и другие вопросы корреспондент Ulysmedia.kz адресовал двум весьма популярным в народе экспертам — налоговым консультантам Екатерине Ким и Айжан Балакешовой.