Эксперты рассудили спор Казахстана и Кыргызстана о ввозе автомобилей

Аскар Жакыпов
ИИ

Страны не могут договориться об условиях экспорта автомобилей внутри ЕАЭС. По данным СМИ, премьер-министр РК Олжас Бектенов предлагал меры по «обелению» взаимной торговли между странами ЕАЭС, вызвавшие протест у Кыргызстана, передает Ulysmedia.kz.

Подробности 

Казахстан предлагал запретить ввозить машины, купленные физлицами на электронных аукционах, а также по копиям сертификатов безопасности транспортных средств. Это вызвало жёсткие возражения кыргызской стороны, применяющей такой ввоз и отметившей, что это разрушает интеграцию в союзе. Вопрос в итоге могут вывести на уровень президентов стран.

Противник идеи  

В Кыргызстане мнения по поводу инициативы Казахстана разделились. Сергей Голинко, член Ассоциации международных грузовых перевозчиков КР, выражает обеспокоенность, что это предложение противоречит принципам ЕАЭС. Он считает, что запреты на ввоз автомобилей, купленных на аукционах, нанесут удар по малому бизнесу Кыргызстана. Голинко поддерживает идею создания единой цифровой системы проверки легальности импорта машин, что дало бы прозрачность и защиту добросовестных предпринимателей. 

       - ЕАЭС создавался как экономический союз для решения общих задач, но иногда используется как протекционистский клуб. Аукционы — это прозрачные сделки с реальной стоимостью автомобиля и понятными банковскими платежами. Такой формат важен и для корректного расчета таможенных платежей, - цитирует эксперта economist.kg.

Поиск компромисса 

Асылбек Аюпов, доктор экономических наук и профессор, подчеркивает, что международные объединения, такие как ЕАЭС, должны уметь находить компромиссы между странами с разным экономическим потенциалом. Он считает, что проблемы, возникающие из-за импортных схем, лучше решать в двустороннем формате, не превращая его в «системную проблему» всего Союза.

       - Наши экономики трудно сопоставимы. У Кыргызстана просто меньше финансовых возможностей, и операции с автомобилями — это источник доходов для большого числа людей. С северным соседом нужно договариваться гибко и мягко. Если подходить к вопросу резко, можно нажить проблем — и мало не покажется, - считает он. 

Предложение 

Эксперты сходятся во мнении, что компромисс возможен через переходные механизмы, дополнительные требования к документам или внедрение общих цифровых инструментов контроля без прямых запретов. Исход спора станет показателем того, способен ли ЕАЭС сохранять баланс между национальными интересами и принципами общего рынка.