Своего не хватает: Казахстан начал закупать авиационный керосин в Китае

Никита Дробны
коллаж Ulysmedia

Казахстан впервые закупил партию авиационного керосина из Китая — и, вероятно, продолжит это делать в будущем, сообщает Ulysmedia.kz.

Первая закупка

Как пишет китайское информагентство «Синьхуа», Душаньцзыская нефтехимическая компания (дочернее предприятие CNPC) экспортировала в Казахстан более 440 тонн авиакеросина в 17 автоцистернах. Это первый случай, когда РК покупает топливо для самолётов в Китае.

— Это была первая поставка заказа авиационного керосина общим весом в тысячу тонн, являющаяся ключевым шагом в удовлетворении рыночного спроса Казахстана на данный вид топлива, — пишет «Синьхуа».

Китайское агентство отмечает, что дочерняя компания CNPC «будет продолжать сотрудничать с казахстанской стороной». А именно закупать в Казахстане нефть и поставлять обратно продукты её переработки (которые, разумеется, стоят дороже сырья).

Проблемы с топливом

CNPC широко представлена в Казахстане: она владеет АО «СНПС-Актобемунайгаз» и контролирует Шымкентский НПЗ, а также имеет часть долей в компаниях, добывающих нефть в Актюбинской, Кызылординской, Мангистауской и Улытауской областях. Теперь китайская корпорация ещё и продаёт в РК авиакеросин — произведённый, возможно, из казахстанской же нефти.

У Казахстана большие проблемы с авиакеросином: этого вида топлива хронически не хватает. Дефицит оценивают в 34,4%, а о чрезмерно высоких ценах на авиакеросин высказывался сам Касым-Жомарт Токаев. На этом фоне Казахстан наращивает закупки топлива для самолётов за рубежом, в первую очередь в России и Кыргызстане.

Мы им — нефть, они нам — керосин

Тем временем Казахстан стал поставлять в Китай больше нефти, а после атаки украинских дронов на терминал КТК впервые отправил в КНР партию сырья с Кашагана. Так что, видимо, Астана будет снабжать Пекин нефтью — а взамен получать произведённый из неё авиакеросин с солидной наценкой.