Первый вице-министр национальной экономики Азамат Амрин и вице-министр финансов Ержан Биржанов оценили шансы малого бизнеса на выживание при попадании в «запретительный» список и с учетом роста уровня НДС с 2026 года, передает Ulysmedia.kz.
Казахстанские мелкие предприниматели опасаются, что им просто не выжить при новом Налоговом кодексе. Потому что, согласно проекту из списка ОКЭД, которые могут остаться работать на специальном налоговом режиме, то есть не платить НДС, исключено около 70% позиций, по сравнению с действующими нормами.
Как отмечают бизнесмены, НДС – достаточно сложный налог, который мало того что будет повышен с 12 до 16%, так еще и надо будет нанимать бухгалтера для составления налоговой отчетности.
В Минфине считают, что поводов для паники нет.
- В Казахстане зарегистрированы 1 904 962 индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, применяющих специальный налоговый режим. По предварительному проекту разрешительного списка, если 316 видов деятельности останутся на специальном налогово режиме, это 1 301 356 налогоплательщиков, ровно 70%. Да, по ОКЭДам мы, вроде бы, 70% условно запрещаем, но по количеству 70% бизнеса «сидит» в разрешенных ОКЭД. Теперь по оборотам. В специальный налоговый режим сейчас 573 тысячи налогоплательщиков не вошли. Но из них почти 300 тысяч либо не сдают отчетность, либо сдают нулевую отчетность. Из остальных 140 тысяч сдают отчетность до 5 млн. То есть реально крупных, которые закрывают налоговую отчетность на более чем 43 млн, – 46 тысяч налогоплательщиков. То есть, можно сказать, что незначительное число налогоплательщиков может оказаться в числе плательщиков НДС, - уверен вице-министр финансов Ержан Биржанов.
Он подчеркнул, что анализ делался по всему Казахстану.
Считает, что бизнес больше переживает, чем оно того стоит, и первый вице-министр национальной экономики Азамат Амрин.
- Закрытие бизнеса, безусловно, будет. Мы об этом сразу говорили. Но закрываться будет как раз тот бизнес, который дробился. Потому что теперь не будет оснований и правовых возможностей для этого дробления, - говорит он.
Он говорит, что МНЭ отсмотрел все цепочки бизнеса и видят все признаки дробления бизнеса.
- Почему вся эта реформа пошла? Мы видим по отчетности, по тому что сдается в налоговые органы, что, во-первых, один и тот же налогоплательщик оформляет на своих работников компании. И одна и та же цифра бывает, то есть компания ежеквартально показывает одну и ту же цифру и сдает на всех один и тот же человек. Или компания одну и ту же цифру сдает за всех своих работников. Это если сверху дробление идет. Если идет снизу, когда доходят порога НДС и начинают дробиться. И мы сделали для тех видов деятельности, которые раньше дробились, порог НДС выше, - рассказывает Азамат Амрин.
Он напомнил, что порог для того, чтобы стать плательщиком НДС, с 2026 года кратно вырастет – более чем до 2 млрд тенге.
- То есть мы говорим: «Тебе не надо дробиться, объедени свои компании в одну». И мы понимаем, что эти компании уйдут. Порядка 350 тысяч компаний, по нашим подсчетам, закроются, потому что нет смысла в их существовании, - уверяет Амрин.
Казахстанские предприниматели с тревогой ждут итогового списка ОКЭД, которым будет запрещено работать по «упращенке». Как считают многие, при новых правилах бизнесу просто не выжить. Сейчас идут обсуждения этого списка на портале «Открыте НПА» и в НПП «Атамекен». Как признался Азамат Амрин, бизнесмены спорят практически по каждому ОКЭД, который МНЭ хочет внести в «запретительный» список.