Soft power демократического мира: почему медийный проект из Варшавы решил освоить казахстанский рынок

Самал Ибраева
Коллаж Ulysmedia

Проект Польского общественного ТВ «Вот так» решил ответить на популярность в Казахстане и освоить наш медийный рынок. Уже в ближайшее время в Астане начнет действовать казахстанская редакция «Вот так». Почему возник этот интерес, Ulysmedia.kz объяснил руководитель проекта Юрий Салодкий.

СКОЛЬКО ЗРИТЕЛЕЙ У «ВОТ ТАК» В КАЗАХСТАНЕ 

Варшава далеко от Казахстана, почему возник интерес к нашей стране? 

  - Когда восемь лет назад мы создавали русскоязычный проект в первую очередь для россиян, увидели, что нас начали смотреть в Украине, Беларуси и Казахстане. Это не обязательно русскоязычные, но, как я говорю, „понимающие русский язык”. Те, кто без кремлевской и без провластной окраски хочет видеть правдивую картину событий в регионе. Выяснилось, что каждый десятый зритель и читатель «Вот Так» - это житель Казахстана. 

Как вы собираетесь расширить свое присутствие в Казахстане? 

  - Сейчас мы ищем информационных партнеров в стране, изучаем возможность сотрудничества с известными журналистами и общественными деятелями, которые покинули Казахстан из-за давления на них. Казахстанское общество и власти должны понимать, что кремлевская пропаганда сегодня пытается влиять не только на Украину, но и на другие соседние страны, в том числе Казахстан. День за днём людям российская пропаганда всё больше представляет угрозу суверенитету Беларуси, Казахстана и других стран. Пока только на словах и в своем кремлевском видении истории и международного права. Поэтому одним из наших главных приоритетов - борьба с кремлевской пропагандой и мы считаем, что важно говорить и показывать позицию казахстанских властей, если речь идет о суверенитете и принятии решений в регионе, и общества. 

ПОЧЕМУ «ИНОАГЕНТ»? 

Российский Минюст в январе прошлого года признал ваше издание «иноагентом», что, на ваш взгляд, послужило причиной? 

  - После начала полномасштабного вторжения России в Украину мы поняли, что наша задача не только рассказывать о преимуществах демократии или о ценности свободы, но и делать всё, чтобы как можно больше российских граждан поняли, что их страна ведет преступную войну против независимого государства ежедневно убивая защитников Украины, а также мирных жителей (в том числе детей). Мы транслируем правду о войне, о преступлениях режима Путина и других диктаторов в регионе и во всем мире. Мы вещаем на понятном для 150-200 млн людей языке, разоблачаем дезинформацию и пропаганду Кремля, и тем самым помогаем Украине. Благодаря нашим эфирам, статьям на сайте и в социальных сетях, некоторые россияне знают, что сделать, чтобы не идти на фронт и понимают, что они совершат преступление, даже если будут просто исполнять приказ.

«ВОТ ТАК» ДОСТИЖЕНИЯ

Что удалось достичь за восемь лет? 

   - Сегодня «Вот Так» — это сотни миллионов просмотров и десятки миллионов уникальных зрителей. Например, в 2024 году только на наших каналах в Ютубе мы собрали более 330 млн просмотров. Мы — один из крупнейших независимых русскоязычных медиапроекта в Европе. 

Благодаря чему растет аудитория?

  - Мы предлагаем альтернативу: профессиональный, независимый, сильный продукт вместо пропагандистской штамповки. А наше отличие от того же Дождя в том, что мы можем позволить себе быть над схваткой и вне российского оппозиционного общества. То есть для нас важна только правда и объективность, а не фамилии, партии, гранты. И, кстати, это касается не только российской аудитории. Наш абсолютно независимый подход к подаче новостей и аналитики привлек к нам зрителей и из таких стран как Украина, где перед российским вторжением рынок медиа был огромный. Но нас и там смотрели и продолжают смотреть сотни тысяч украинцев. Почему? Потому что они знаю: мы не на стороне Зеленского, Порошенко или, например, Тягнибока. Мы скажем как есть, не обращая внимания на идеологию. Тоже самое оценили наши зрители и читатели в Казахстане, где доля от общего количества наших просмотров стабильно около 10%. Вроде бы немного. Но давайте переведем в абсолютные цифры и увидим что это более 33 млн просмотров в год. 

ЯЗЫК КАК ПОЛЕ БИТВЫ ЗА УМЫ 

Почему вещаете на русском языке? 

- Русский кремль использует как инструмент влияния, мы — как инструмент освобождения. Русский язык стал полем битвы за умы, и именно на этом поле мы выигрываем у российской государственной машины.

Что смотрит и читает зарубежная аудитория, каким темам отдает предпочтение? 

  - Наибольший интерес вызывают сюжеты о внешней политике Казахстана, его роли между Россией, Китаем и Западом. Важны также социальные темы — они показывают реальное лицо страны и находят эмоциональный отклик у широкой аудитории. Тема протестов, а также реформа в стране или их необходимость.

КОНКУРЕНЦИЯ

 Что помогает в борьбе за зрителя? Я понимаю, что конкуренция огромная? 

  - Мы усиливаем мультимедийность и так называемую онлайн часть проекта. Например, за последние три месяца мы в два раза увеличили количество просмотров на нашем профиле в Инстаграме. Создали новую страничку в Фейсбуке под названием “Вот Так. Moldova” одновременно с новым проектом с одноименном названии. Цель проста: расширять аудиторию, формировать доверие на всех доступных платформах и становиться главным источником объективной информации для русскоязычных, либо понимающих русский за пределами России. 

Что для «Вот так» главный вызов и кто самый опасный конкурент? 

  - Главный вызов — это не только цензура, но и конкуренция с машиной пропаганды, которая получает миллиарды из бюджета. Ответ — в качестве и в доверии. «Вот Так» — пример того, как независимые СМИ могут противостоять пропаганде и реально влиять на общественное мнение. Мы - soft power демократического мира, который с одной стороны финансируется правительством Польши, а с другой стороны - полностью независим в своей редакционной политике. Эта позиция прописана в нашем соглашении с правительством Польши и именно это делает нас максимально объективным СМИ в регионе. 

Справка

Проект «Вот Так» был создан в 2017 году, в нем работают журналисты из России, Беларуси, Украины и других стран. Символическую золотую кнопку YouTube получил в 2022 году, когда число подписчиков превысило один миллион человек.

«Вот Так» активно использует мультимедийные форматы для подачи информации: тексты: новости, аналитику, интервью и статьи публикуются на официальном сайте. На YouTube-канале размещаются новостные выпуски, документальные фильмы и интервью. Telegram-канал, Facebook и другие площадки используются для быстрого распространения новостей. Самые известные телепроекты: «Вот Так. Утренний эфир», «Вот Так. Вечерний эфир», «Вот Так. Главная тема», «Ход мысли с Виктором Шендеровичем», «Горизонт событий» и другие.