×
546.36
630.44
6.7
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
546.36
630.44
6.7

Зачем нам берег турецкий: на что может рассчитывать Казахстан после встречи Токаева и Эрдогана в Анкаре

30.07.2025, 14:51
Зачем нам берег турецкий: на что может рассчитывать Казахстан после встречи Токаева и Эрдогана в Анкаре
Коллаж Ulysmedia

Касым-Жомарт Токаев своим визитом в Турцию переполошил мир: политиков заставил строить догадки, скептиков перестраивать свои геополитические прогнозы, а оптимистов подсчитывать возможные прибыли от подписанных на высшем уровне договоров.

В Центральной Азии возбуждение особое, здесь понимают, что на дружбу с Турцией обречены, но продвинуть интересы своей страны у Токаева пока получается лучше. По факту же ничего не меняется: у нас есть стратегические партнеры в виде РФ и КНР, а есть братские страны типа Турции и Азербайджана. Впрочем, мы бы хотели дружить со всеми, но после визита Токаева в Анкару стало понятно, что он всегда будет во главу угла ставить интересы своей страны.

Казахстанский аналитик Аскар Исмаилов в экспресс-интервью Ulysmedia.kz заметил, что главное в том, что оба президента несут ответственность за свой народ и именно его интересы ставят превыше всего.

У Токаева и Эрдогана отношения дружеские, как это влияет на сотрудничество наших стран?

  - Отношения однозначно братские, но не дружеские. Здесь нужно понимать разницу. Друг может поступиться своими интересами - брат не всегда. Каждый из них несет ответственность за свой народ. Это важно, потому что такие отношения очень сильно помогают в отношениях наших стран. Турция в целом к Казахстану относится уважительно. Не зря же они называют нашу страну «Ata Yurt» или «Ata Yer», что означает «земля предков».

Казахстан увеличивает объемы нефти через трубопровод «Баку - Тбилиси – Джейхан». Говорит ли это о снижении роли КТК?

  - На самом деле «Баку-Тбилиси-Джейхан» никак не может конкурировать с КТК. Ни по экономическим показателям, ни по производственным, ни по политическим. Начнем с тарифа за прокачу нефти по трубопроводам. По КТК транспортировка вдвое дешевле, чем по БТД - 38 долларов против 90 долларов.

Во-вторых, производственные показатели: Казахстану не хватит танкеров для доставки необходимого объема нефти в Азербайджан, откуда она должна следовать через Грузию и Турцию. Кроме того, потребуется модернизация мощностей терминала Сангачалы в Баку. Негативно влияет двойная перевалка нефти в Актау и Баку.

Все это усложняет и приводит к удорожанию транспортировки. В-третьих, для стабильных поставок нужно подписать соглашение с Азербайджаном по объемам и тарифам. Азербайджанская сторона готова принимать нефть на условиях десятилетнего контракта. Не забываем про легкую нефть Azeri Light, которая ценится выше, чем Brent. Ввод более тяжёлой и сернистой нефти из Казахстана приведет к повышению тарифа, чтобы сохранить доходы акционеров от снижения качества азербайджанской нефти.

Ну, и политические реалии. Откровенно скажем, что политические отношения между Астаной и Москвой более тесные, а с Азербайджаном более братские. Товарооборот с Россией почти в сто раз выше, чем с Азербайджаном. Все остальное лирика. Даже если принять, что это политические решение, то и в Акорде, и в Кремле понимают, что отказ от КТК для Казахстана - это «идеальной шторм».

На европейский рынок казахстанская нефть идет в основном через Россию, насколько нам выгодна логистика через кавказский коридор?

  - Как я уже сказал, Кавказский маршрут не сократит расходы. Трубопровод БТД длиннее КТК. Он сделает доставку намного дороже еще и за счет тарифа и потерь на двойной перевалке нефти. Посмотрите, американцы очень прагматичный народ. Даже при всей своей нелюбви к России они (Chevron, Exxon) транспортируют свою нефть с Тенгиза и Кашагана по КТК. Это очень показательно с точки зрения бизнеса.

Какие-то новые проекты в этой сфере могут появиться после визита Токаева в Анкару?

  - Честно говоря, турки не лидеры в нефтяной отрасли. Тем более уже есть претендент в виде «Казтуркмунай», который не стал флагманом в казахстанской нефтегазовой сфере. Если говорить о нефтесервисном сотрудничестве, то очень известная в отрасли турецкая компания Senimdi Kurylys окончательно дискредитировала себя. Поэтому, думаю, есть смысл сотрудничать в сильной стороне Турции как транспортного хаба. То есть обсуждать возможные поставка газа из Казахстан через Азербайджан, Грузию и Турцию далее на европейские рынки. Инфраструктура на другом берегу Каспия уже построена и функционирует эффективно. Здесь турки могли бы согласовать интересные для Казахстана тарифы на транспортировку газа, чтобы экономика сложилась положительно.

Каковы интересы турецких компаний в казахстанском энергетическом секторе?

  - В основном сервисные услуги: проектирование, поставка оборудования, строительство. Исторически турки в энергетику Казахстане не инвестировали. Только зарабатывали на услугах. Скорее всего эта линия продолжится и дальше.

Какую роль может сыграть для Казахстана опыт Турции в сотрудничестве с «РосАтом»?

  - Могу предположить, что у турков уже есть понимание всех особенностей работы «РосАтома». Это, конечно же, поможет Казахстану улучшить как переговорные позиции, так и приемку АЭС в эксплуатацию. Возможно, Казахстан мог бы привлечь турецкие строительные компании, участвовавшие в строительстве турецкой АЭС. Тем более там необходимо иметь определенную сертификацию для строительства объектов на атомных электростанциях. В Казахстане таких компаний на данный момент нет.

Как вы думаете, Эрдоган и Токаев обсуждали отношения между Баку и Москвы?

  - Вряд ли Эрдоган захочет отдавать хоть какую-либо возможность кому-то влиять на этот процесс. В большой политике, вообще, никто никому не доверяет. Да и Казахстану не стоит погружаться в этот процесс. Нас и так напрягает тот факт, что азербайджанский самолет потерпел крушение в Актау. Казахстан уже вовлекли в эти «терки». А отношения нужно поддерживать с обеими странами. В случае погружения в этот процесс с кем-то придется отношения испортить. То есть это не Астанинский протокол по проблеме Сирии 2017 года. Сирия от нас далеко. А вот Азербайджан и Россия наши ближайшие соседи.

Одна из самых солидных составляющих во взаимоотношениях Турции и РК – оборонка. Как вы считаете подтолкнет ли эскалация напряжения в мире контакты по совместному производству вооружений? Возможно ли создание неформального военного альянса?

  - У Казахстана есть совместные проекты с Турцией. В 2022 году было объявлено о планах по сборке дронов ANKA, но к 2024-му проект не продвинулся дальше стадии due diligence, мешают сбои в логистике. В то же время, в 2024 году достигнута договоренность с Baykar Defense о выпуске Bayraktar. Совместная работа с турецкой DEARSAN в Баутино ограничивается патрульными катерами. Совместные учения с Турцией заточены под развитие отдельных боевых навыков. Для сравнения маневры ОДКБ, в которых участвуют до 5000 военных, подчеркивают координацию с Россией. Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан состоят в ОДКБ, и это требует учитывать требования совместимости при закупках техники. Россия остается главным поставщиком: на нее приходится около 70% боеприпасов и запчастей, и в обозримом будущем ей нет альтернатив. Поэтому неформальные альянсы между Турцией и Казахстаном будут носить «бумажный» характер.

О том, как прошел визит президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева в Анкару читайте на Ulysmedia.kz.

Новости партнеров