×
533.61
621.07
6.78
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
533.61
621.07
6.78

«Главное - найти наш казахстанский баланс»: выпускник Гарварда о силе идеологии и токсичных наставниках

Сегодня, 09:37
«Главное - найти наш казахстанский баланс»: выпускник Гарварда о силе идеологии и токсичных наставниках
Коллаж Ulysmedia

Выпускник Гарварда Талгат Кабдыгали - один из немногих, кто вернулся в Казахстан. Как политолог специализируется на США и международных отношениях. Готов пойти на госслужбу, если пригласят. При этом отмечает, что искоренить коррупцию полностью вряд ли получится. В беседе с главным редактором Ulysmedia.kz Самал Ибраевой рассказал, что возвращение в родной Семей после Америки – как очищение. Выступает за конструктивную критику, в том числе и власти.

Справка: Талгат Кабдыгали занимается политической аналитикой, в зоне его внимания международная повестка: Казахстан, США, Израиль, Иран, Россия, Украина.

ЕСЛИ БОИШЬСЯ, ЗНАЧИТ ПРОИГРАЛ

Мы знаем, что в кадровой политике всё ещё много барьеров, особенно для молодых людей, у которых нет  связей. Вы готовы к предложениям?

  - Да. В первую очередь меня интересует политика, но я не ограничиваюсь только этим, потому что всегда чувствовал: важно быть полезным своей стране. Даже, когда ты живешь за рубежом, ты всё равно представляешь Казахстан. А возвращение — это не просто решение, это внутренняя потребность.

Политика в США и у нас – разные понятия. Вы не боитесь перейти какую-то грань в Казахстане?

  - Нет, не боюсь. Если боишься — ты уже проиграл. Действительно, у нас всё устроено иначе, чем в Америке. Но я верю: правда всё равно находит путь. Нам нужны не громкие слова вроде «демократия», а внутренняя свобода. И я убежден, что даже в рамках госслужбы она возможна.

ИДЕОЛОГИЯ & СВОБОДА

Что нам мешает быть по-настоящему свободной страной?

  - Отсутствие идеологии. Всё упирается в неё. Политолог — как архитектор: он формирует смыслы, предлагает обществу идеи. В Казахстане сейчас нет целостной идеологической платформы, нет системной работы с этим. Реформы идут, но без смысловой базы они нестабильны.

Какой смысл Вы вкладываете в слова: «у нас нет идеологии»?

  - Идеология — это объединяющий символ. Что-то такое, что объединяет жителей, к примеру, Астаны и Мангистау. Это язык, культура, общее понимание, зачем мы вместе.

Сегодня государство и общество живут как будто параллельно. Идеология может стать мостом между ними. Будет ли это тюркская идея, исламская традиция или адаптация западных институтов — вопрос времени. Я уверен, что для нас главное - найти наш казахстанский баланс.

РОЛЬ ЯЗЫКА

Может ли язык помочь в решении этой проблемы и быть основой идеологии?

  - Безусловно, язык — это и есть основа идеологии. Даже когда мы говорим на русском, нужно осознавать: владение казахским — это не просто норма, а основа идентичности.

Если не говорить и не думать на родном языке — он исчезнет. А с ним исчезнет и часть нас. Тогда зачем вообще государство?

Как поддерживать язык в современном мире?

  - Контент – это книги, кино, игры, медиа. Нужно переводить, создавать, расширять. Почему до сих пор видеоигры не переводят на казахский? Это же мощный канал. То же самое с книгами, фильмами — чем больше выбора, тем сильнее язык. Было бы ещё лучше — давать фильмы на казахском, а субтитры — на русском. Это и могло бы стать мягким переходом. Люди привыкают — и язык становится естественной частью среды.

Почему же среди молодёжи казахский до сих пор не на первом месте?

  - Потому что язык часто дискредитируют. Иногда — намеренно. Молодой человек хочет учить язык — но сталкивается с насмешками, предрассудками - в итоге отказывается. Это огромная проблема.

Вы свободно говорите на казахском?

  - Я родом из Семея, род Найман. Сейчас мы с вами говорим на русском, потому что обсуждаем международную повестку. А в целом — пишу и публикуюсь на английском, в том числе в The Washington Post, Outriders и других изданиях. Но родным языком я владею в совершенстве.

Как воспринимается Семей после Америки?

  - Каждый приезд — как очищение. Семей для меня — это не просто родина - это культурное пространство. Там люди читают стихи, играют на домбре, поют. Но сегодня эта среда почти не поддерживается — ни финансами, ни политикой. И вообще, Восточный Казахстан — это особое место. Абай, Ауэзов… Но их наследие уходит в тень. О нём говорят — но реальной поддержки мало. Социально-экономическая ситуация — тяжёлая. Но я верю, что перемены возможны. Нужно только время — и ясная идея, ради которой хочется остаться и строить.

СМЕНИЛИ РИТОРИКУ, А НЕ СИСТЕМУ

Как Вы относитесь к понятию «Жаңа Қазақстан»?

  - У меня есть статья на эту тему — «Decoding New Kazakhstan». Пока это больше смена риторики, чем системных подходов. Говорят о новых лицах, но по сути — без новой идеи, это просто замена команды. Настоящий «Жаңа Қазақстан» — это молодые, образованные люди, которые готовы менять страну.

Вы готовы пойти на госслужбу?

  - Да, я готов, даже с низкой зарплатой, главное понимать, ради чего ты на это идешь. Сейчас прохожу стажировку в The Heritage Foundation в США — это аналитический фонд, близкий к Республиканской партии. Мы работаем в строгом протоколе: дресс-код, дедлайны, глубокий анализ. Платят $18 в час, но главное — опыт и культура мышления.

КРИТИКА С АРГУМЕНТАМИ

Вам позволяют критиковать Трампа?

  - Конечно. Я сам недавно критиковал одно из его решений по Ближнему Востоку. Главное — аргументировать. Настоящая аналитика невозможна без критического мышления. Это и есть суть политологии — анализ, предложения, поиск баланса.

По профессии Вы политолог?

  - Да, я политолог, хотя в Казахстане это слово обесценилось. Я не разбираюсь во всём — моя специализация чёткая: политика США, международные отношения. Это мой профиль, в котором я уверен.

Вы казах, но говорите, как представитель американского истеблишмента.

  - Я казах. Просто умею говорить на языке институтов, с которыми работаю. Моя задача — быть мостом между США и Казахстаном. И защищать интересы своей страны.

Кто, по-вашему, главный политолог в Казахстане?

  - Если говорить серьёзно — это Ерлан Карин. Он стоял у истоков концепции «Жаңа Қазақстан», но её нужно было бы подать сильнее, убедительнее. Критика — не разрушение, а способ улучшить.

МОЛЧАНИЕ – НЕ ДОБРОДЕТЕЛЬ

А что мешает приходу новых людей?

  - Закрытая система. Нет институтов поддержки, нет наставников. Даже талантливые люди уходят, потому что сталкиваются со стеной. Наставничество — ключ к обновлению. Без него не будет «Жаңа Қазақстан». На лекции в Harvard Kennedy School Джейк Салливан повторил трижды: mentorship, mentorship, mentorship. Это действительно меняет систему.

Вы уверены? 30 лет наставником госслужбы был Назарбаев – сейчас мы видим, что из этого вышло.

  - Важен не сам факт наличия ментора, а его качество. Наставник может быть и токсичным. Нужно уметь выбирать, за кем идти.

Вы довольно смело пишете - не боитесь потерять карьеру?

  - Молчание — не добродетель. Если мы будем бояться говорить, ничего не изменится. Критика должна быть нормой — особенно если она конструктивна.

Одна из ваших исследовательских тем - коррупция. Её можно победить?

  - Полностью — вряд ли. Но можно минимизировать. И начинать надо не с репрессий, а с воспитания. Коррупция должна восприниматься как моральное зло, а не повод для мемов и шуток.

Воспитание здесь какую роль играет?

  - Меня родители учили базовым вещам — не делать зла, не идти на конфликты. Это и формирует устойчивые моральные принципы.

ОШИБКИ НАЗАРБАЕВА

Как вы оцениваете роль Назарбаева?

  - Он сыграл важную роль. Но есть серьёзные претензии. Первая — обесценивание Конституции. Она переписывалась слишком легко, тогда как должна была быть священным документом. Вторая — отсутствие сменяемости власти. Это лишает общество политической зрелости. А самая большая ошибка Назарбаева - сращивание семьи с государством. Это убивает меритократию и справедливость.

Как Вы относитесь к отказу от ядерного оружия?

  - Двояко. Были предложения не отказываться — например, Арафат якобы предлагал $20 млрд. Но, учитывая геополитические риски, отказ, скорее всего, был верным решением.

А строительство АЭС – это по-вашему верное решение?

  - Я скорее «за». Но важен вопрос: кто будет строить? Один подрядчик — это зависимость. Лучше — международный консорциум. Это и будет реальной многовекторностью.

Вы писали, что конфликт США и Китая неизбежен. Почему?

  - Это классическая «ловушка Фукидида»: борьба старой и новой сверхдержавы. США и Китай идут к конфронтации. Казахстану важно быть на перекрёстке — и не раствориться, а сформировать собственный центральноазиатский макрорегион. Это сложно, но возможно. В периоды нестабильности и рождаются новые модели.

ПОЧЕМУ ТРАМП НЕДОВОЛЕН ГАРВАРДОМ

Почему Трамп давил на Гарвард?

  - Гарвард — символ либеральной элиты. Для республиканцев — рассадник «угрозы». Это часть идеологической войны в США. Мы не почувствовали давления, но система affirmative action (квоты по цвету кожи, полу и т. д.) часто вредила меритократии. Хорошо, что от неё начинают отказываться. Образование должно быть про знания, а не про идентичность.

В Гарварде Вы сталкивались с тем, что историю часто стараются переписать?

  - Это касается не только Гарварда, а почти всех ведущих университетов США. Например, считать началом истории Америки не 1776 год, а 1619 - прибытие первых рабов. Это попытка пересобрать национальную идентичность через призму вины и расовых обид. Я участвую в проекте, где все наоборот — стараемся сохранить историческую правду, без идеологических перекосов.

Что вы думаете об идее «Сделать Америку снова великой»?

  - Я бы переформулировал: вернуть Америке достоинство, идеологическую принципиальность. Без перекосов в одну из крайностей.

Вы критиковали левую идеологию. Что именно Вас беспокоит?

  - Левый дискурс доминирует в академии, Голливуде, СМИ. Это не только ЛГБТ-повестка, но и экономические идеи: перераспределение, социальная справедливость. При Трампе ужесточили визовую политику — в том числе и потому, что университеты стали восприниматься как фабрики либерального мышления.

Это сильно ударило по казахстанским студентам?

  - Да. Были сложности с визами. Сейчас ситуация частично стабилизировалась, но процесс всё ещё непростой.

Недавние протесты в поддержку Палестины тоже часть идеологического конфликта?

  - Безусловно. В университетах вспыхнули протесты, резко обострились споры. Я не всегда согласен с руководством Гарварда, но уважаю, как университет защищает студентов. Это важно.

Многие восприняли это как политическое шоу, Вы как считаете?

  - Иногда протесты выглядят как шоу, но за каждым конфликтом стоит экономика или геостратегия. В том числе и в противостоянии США с Китаем. Но до войны дело не дойдёт — слишком большие риски.

Об «OREO- модели» и взрослении государства

Вы также занимаетесь темой воды. Почему она становится таким важным ресурсом?

  - Вода — стратегический ресурс XXI века. Особенно в Центральной Азии. Это уже не просто экология, а вопрос выживания. Мы зависим от соседей. Нужно строить взаимовыгодные механизмы, а не идти на бесконечные уступки.

Часто Казахстан идёт на уступки?

  - Мы — не сверхдержава - наша задача — быть устойчивой «серединной державой». Мне близка концепция «OREO-модели»: Казахстан — как начинка между глобальными силами, адаптирующийся, но сохраняющий суверенность.

Где мы можем найти свою нишу?

  - Например, как Тайвань в полупроводниках. Казахстан может стать лидером в агросекторе, нефтехимии, зелёных технологиях. Но для этого нужна стратегия.

Как вы оцениваете иск по «Кашагану» и переговоры с «Шевроном»?

  - Сам факт пересмотра соглашений — признак взросления государства. Шансов выиграть дело все-таки немного, но нужно бороться за национальные интересы. Казахстан не должен быть просто сырьевым придатком.

Вы верите в многовекторность?

  - Да. Раньше думал, что придётся выбирать между США, Китаем или Россией. Сейчас уверен: у нас должен быть свой путь.

ПРО ПРЕЕМНИКОВ

Как Вы оцениваете попытки Токаева найти этот путь?

  - Внешняя политика — его сильная сторона. Во внутренней — важнейшая реформа Конституции. Токаев не подгоняет её под себя. Думаю, он уйдёт после одного срока — и это будет сигнал зрелости системы.

Кто может стать преемником?

  - Вероятно, кто-то из действующей элиты. Маулен Ашимбаев, Мурат Нуртлеу — компетентные и образованные. Но важно, чтобы будущий лидер понимал внутреннюю кухню страны.

Вы готовы участвовать в политике?

  - Да, первый раз проголосовал во время конституционного референдума — приехал из Бостона в посольство в Вашингтоне. Участие — это уже не абстракция. Молодёжь становится активнее.

Почему же так много молодых людей в Казахстане отворачиваются от политики?

  - Потому что чувствуют, что от них ничего не зависит. СМИ должны объяснять, вовлекать. Если ты не голосуешь — за тебя решат другие.

Вас закалил Гарвард?

  - Скорее — воспитание. Отец с детства учил говорить правду. Мы росли в дисциплине. Он часто повторял: «Слово “молодец” может испортить человека». И был прав.

ЭМПАТИЯ И БАЛАНС

Молодёжь сегодня — слишком мягкая?

  - Она чувствительная, но в этом и ее сила. Эмпатия, эмоциональный интеллект — основа будущего лидерства. Главное — сохранять баланс.

Что Вы думаете о культуре отмены?

  - Это необходимый инструмент. Особенно в политике. Если чиновник грубит, ворует, продвигает родственников — он должен быть отстранён. Репутация — основа зрелого общества.

А если человек не говорит по-казахски - это повод для «отмены»?

  - Если он — госслужащий, то да. Язык — обязанность. Но, я думаю, травить из-за незнания языка обычных граждан — недопустимо.

Почему Вы выбрали Гарвард?

  - Мечтал с детства учиться в США. Мне отказали в Принстоне, но Гарвард принял. Отец сказал «молодец» — один раз. А на следующий день напомнил: «Поступить — легко. Ты сначала стань кем-то».

Вы останетесь в Казахстане?

  - Да, если будут предложения — останусь. Если нет — временно вернусь в США. Но сменить гражданство? Никогда!

А что бы Вы пожелали молодым людям, многие из которых мечтают уехать в Америку или Европу

  - Верить в себя, в будущее. Жить не только ради себя, а ради других, строить страну и помнить, что свобода — это наша сила.

Полную версию интервью смотрите на Youtube-канале Ulysmedia.kz

Новости партнеров