До Нового года – считанные дни, а настроение у казахстанских предпринимателей совсем не праздничное. Многие из них полагают, что долго при налоговых правилах, которые вступят в силу с января, они не протянут. Но в Кабмине совсем иное мнение. Полдня 23 декабря министры и другие ответственные сотрудники госорганов пытались убедить журналистов, а через них – и всех казахстанцев, что налоговая реформа – отличная возможность для развития казахстанского бизнеса, а ужасы о ней придумывают нечистые на руку спекулянты. Также в ход пошла тяжелая артиллерия: предпринимателям посулили львиную часть собранных налогов вернуть назад в виде льготных кредитов. Впрочем, слушая министров, у корреспондента Ulysmedia.kz появилась мысль, что «наверху» наконец увидели все потенциальные риски налоговых поправок и теперь пытаются их хоть как-то нивелировать.
Никто пока не представил конкретных цифр – насколько вырастет собираемость налогов после января 2026 года. Возможно, министры боятся сглазить?
Но, как бы то ни было, часть налогов предпринимателям уже пообщели вернуть.
Для этого Кабмин разработал программу «Іскер аймақ», которая направлена на масштабное развитие малого предпринимательства, прежде всего, в сельских населенных пунктах и малых городах.
- Программа ориентирована на технологически простые, быстро реализуемые проекты, обеспечивающие оперативный социально-экономический эффект, - подчеркнул на презентации программы министр национальной экономики Серик Жумангарин.
О плюсах предлагаемых мер поддержки высказался и премьер-министр Олжас Бектенов.
По его мнению, новая программа позволит не просто выдавать кредиты начинающим бизнесменам, но и действительно создать перспективные производства.
Отдельно Олжас Бектенов остановился на самой «горячей» теме последнего года – налоги.
- Еще раз акцентирую внимание министерства финансов, и, в частности, органов госдоходов, на переформатирование работы. Упор должен быть сделан на профилактику и упреждение нарушений. Фискальные органы должны стать партнерами для наших налогоплательщиков. Мы вместе создадим такие условия, при которых бизнесу будет выгодно работать честно и платить налоги, чем уклоняться от них, - заявил премьер-министр.
Министр финансов не остался в долгу и почти 20 минут, что по меркам чиновничьих докладов, очень много, рассказывал о том, что налоговая реформа, кроме повышения НДС и запрета на вычеты В2В, несет и массу позитивных моментов.
Самое главное – существенно упростится налоговое администрирование. Бизнесмены теперь смогут выбирать подходящий налоговый режим через онлайн-помощника, настраивать автоматическое списание налогов, заполнять меньше форм и в целом реже ходить в налоговую. Также повышается порог для принудительного взыскания налогов и внедряется рассрочка и отсрочка по уплате штрафов.
И самое главное – малый бизнес может начать жизнь «с чистого листа».
- В целом эти меры положительно скажутся для порядка 2 млн субъектов микро- и малого бизнеса, - говорит Мади Такиев.
Но этого Минфину показалось мало.
На традиционную пресс-конференцию после заседания правительства вместе с министрами вышел заместитель председателя Комитета государственных доходов МФ РК Жаныбек Нуржанов, который решил озвучить информацию о том, как много бизнесменов «ушли» от своих обязательств в специальный налоговый режим, которому с января нельзя будет оказывать услуги В2В с вычетом налогов.
По его словам, из 400 тысяч бизнесменов на упрощенке, 150 тысяч появились за последние 3 года. При этом оборот «упрощенщиков» за то же самое время вырос почти вдвое.
Камеральный контроль показал, что у 300 тысяч ИП на упрощенке нет ни одного сотрудника в штате. Он перечислил массу нарушений, но в целом все умещается в один небольшой слайд:
Еще красноречивее об упрощенке высказался Серик Жумангарин.
- Надо говорить прямо, и мы этого никогда не скрывали: дело не в бизнесе. Дело в принципе. В рамках упрощенного режима, который был создан в специальных налоговых режимах, мы создали так называемый «налоговый офшор», который позволил оптимизировать налог, - заявил он.
«Оптимизировался» бизнес, по его словам, настолько сильно, что вместо того, чтобы масштабироваться и платить налоги в соответствии с реальными масштабами, все стали уходить на упрощенку и минимальные оклады.
В итоге, как рассказал Серик Жумангарин, по результатам 2024 года ИП, не имеющие наемных работников, заплатили в виде ОСМС и соцотчислений немногим больше 35 млрд тенге, а услуг им государство оказало на 280 млрд тенге.
Эта разница ставит под угрозу дальнейшее существование социальных гарантий в Казахстане.
Поэтому признавший за собой «отцовство» Налогового Кодекса Жумангарин уверяет: налоговую реформу не остановить.
Под конец общения с журналистами Серик Макашевич фактически перешел на язык лозунгов.
- Мы считаем, что у нас все получится, понимаете? Без всяких «если». Почему? Потому что это не эксперименты. Никто не имеет права экспериментировать в такой сфере. Это расчеты, это опора на международный опыт, - доказывал свою точку зрения вице-премьер.
Тех, кто рисует страшные картины будущего массового закрытия бизнеса, Серик Жумангарин обвинил в жажде геростратовой славы.
- «Пускай все будет сожжено, но мое имя будет известно!». И поэтому возникают вот эти ажиотажные заявления: все пропало, все убегут в Кыргызстан и Узбекистан, закроются огромное количество предприятий, малый и средний бизнес будет похоронен… Для чего это нужно? Я так понимаю, чтобы количество подписчиков увеличилось, - уверен Серик Жумангарин.
Также он пообещал, что через полгода все уже привыкнут к новым налогам, а цены из-за них вырастут даже меньше, чем на 2%.
Но самое главное – собранные налоги пойдут на пользу обществу.
Как напомнили в Кабмине, с января 2026 года на 10% вырастут пенсии и пособия, а для благополучия казахстанцев необходимо ежегодно строить несколько сотен школ и поликлиник. Иных источников доходов, кроме налогов, у государства нет.
А у налогоплательщиков, как пообещал Мади Такиев, появится инструмент контроля за целевым расходованием бюджетных средств в регионах.
Как полагают в правительстве, именно все эти аспекты вкупе способны двинуть страну вперед. Насколько их прогнозы окажутся точными – пока неизвестно. Но, конечно, хочется верить в лучший исход.