Вокруг пенсионных активов снова много шума, но за обсуждением одной сделки мало кто замечает главное. С 2026 года в Казахстане запускается новая модель пенсионного управления, где доходность частных управляющих будет измеряться жесткими бенчмарками, а вкладчикам впервые придется выбирать собственную стратегию. Что это означает на практике - разбирался Ulysmedia.kz.
Долгие годы казахстанская пенсионная система была монолитом. Все взносы аккумулировались в Едином накопительном пенсионном фонде (ЕНПФ), а инвестированием занимался исключительно Национальный Банк. Это была простая, но пассивная модель: гражданин платил, а государство в лице регулятора решало, как распорядиться этими деньгами.
В 2021 году в этой монолитной структуре появилась трещина, которая к сегодняшнему дню превратилась в дверь в новый мир. Теперь каждый вкладчик получил законное право передать до 50% своих пенсионных накоплений в доверительное управление частным компаниям — Управляющим инвестиционным портфелям (УИП).
Механизм был продуман до мелочей, чтобы обеспечить безопасность. УИП не получает деньги на руки — все активы хранятся у независимого банка-кастодиана, который контролирует каждую операцию и сверяет данные с ЕНПФ. Сам ЕНПФ при этом продолжает вести персональный учет каждого вкладчика, сохраняя полную прозрачность. Потенциал рынка огромен — это ровно половина всех пенсионных активов страны.
- Потенциал рынка частного управления пенсионными активами оценивается в 11 трлн тенге… а теперь оцените: за 3 года всем пяти частным управляющим передали меньше 100 млрд тенге, что составляет от потенциала меньше 1 %, — констатирует заместитель председателя правления АО «Halyk Finance» Бауыржан Тулепов.
Это говорит не только о настороженности, но и о колоссальном нереализованном потенциале для роста. При этом важно понимать, что государство не устраняется от контроля. Агентство по регулированию и развитию финансового рынка строго определяет реестр УИП, имеющих право на управление активами, создавая дополнительный фильтр безопасности.
На этом молодом, но перспективном рынке выделяется игрок со стажем. АО «Halyk Finance», дочерняя структура крупнейшего банка Центральной Азии, зашла на рынок частного управления пенсионными активами по новой системе в декабре 2022 года. Но, как оказалось, это было возвращением.
- В 2013-2014-х годах в рамках НПФ Народного Банка Казахстана мы тоже были лидерами как по объему активов, так и по демонстрируемой доходности, — рассказывает Тулепов.

Заместитель председателя правления АО «Halyk Finance» Бауыржан Тулепов. Фото из личного архива
Этот опыт, по его словам, бесценен. Сегодня компания контролирует около 60 % всех средств, переданных частным управляющим, — почти 48 млрд тенге. Будучи частью финансовой группы Halyk, компания обладает не только брендовым доверием, но и уникальными операционными преимуществами.
- У Halyk Finance — самая большая сеть контрагентов, партнерство с реально большими именами, что на практике дает доступ к значительно большому количеству финансовых инструментов за рубежом и лучшим котировкам, — объясняет топ-менеджер.
При этом он подчеркивает, что управление активами — это особая, высокопрофессиональная кухня, далекая от классического банкинга.
- Оценка самых разных бизнесов, выбор фининструментов от акций до облигаций, заключение финансовых сделок, контроль над рисками являются нашими обычными повседневными делами. Мы с гордостью заявляем, что являемся одной из якорных компаний Группы Halyk и центром аналитических компетенций, — говорит Тулепов. Общий объем активов под управлением компании составляет впечатляющие 2,2 млрд долларов, что является наивысшим показателем в стране.
Если предыдущие годы были временем становления, то 2026-й станет эпохой строгой отчетности. С нового года вступают в силу ключевые изменения в законодательстве, вводящие систему «бенчмарков» — эталонных индексов доходности.
- Управляющие должны будут бить так называемые бенчмарки. Если не смогут, будут осуществлять компенсации из своего кармана, — четко формулирует Бауыржан Тулепов.
Что это значит на практике? Государство через Агентство по регулированию и развитию финансового рынка устанавливает объективные ориентиры — индексы, представляющие собой сбалансированный «коктейль» из казахстанских и зарубежных акций и облигаций. Доходность, которую показывает УИП, будет сравниваться не с инфляцией или ставкой по депозиту, а именно с этим эталоном. Если управляющий его не «переиграет», он обязан будет компенсировать недополученную доходность из собственных средств. Впервые в казахстанской практике управляющая компания несет прямую материальную ответственность за результат перед вкладчиком.
- Закон определенно становится жестче. Но управление активами — наше дело, и мы никуда не сворачиваем с него. И как крупная компания, как неотъемлемая часть Группы Halyk, мы смело идем в это будущее! Нас это не пугает, — заявляет Тулепов.
Эти бенчмарки, как он поясняет, представляют собой микс из казахстанских и зарубежных активов, и всего их три, соответствующих разным стратегиям управления.
Самое большое новшество - каждому вкладчику, решившему передать свои пенсионные накопления в управление частной УК, предстоит сделать, пожалуй, самый важный финансовый выбор в жизни — определить инвестиционную стратегию. Их будет три, и выбор зависит не от степени смелости, а от простой арифметики — количества лет до выхода на пенсию. Первая — консервативная стратегия. Это путь максимальной безопасности, где упор делается на надежные облигации, в том числе гособлигации РК, которые, как известно из отчетов ЕНПФ, составляют значительную долю в общем портфеле. Риск минимален, как и потенциальная доходность. Вторая — умеренная стратегия, золотая середина для большинства, у кого в запасе 15-25 лет.
- В умеренной стратегии доля акций, в соответствии с установленным бенчмарком, составляет 60 %, а доля валютной позиции может также достигать 60 %! Так что, хоть она и называется умеренной, она ближе к агрессивной, — раскрывает детали Бауыржан Тулепов.
Именно с этой стратегии Halyk Finance планирует начать работу в 2026 году, считая ее наиболее сбалансированным и перспективным предложением для широкой аудитории. Третья — агрессивная стратегия, доступная только для тех, кому до пенсии более 13 лет. Это путь для молодых, готовых к риску ради высокой доходности. Портфель будет состоять в основном из акций, в том числе зарубежных.
- Если взрослая жизнь у вкладчика ЕНПФ только начинается, почему бы ему не вложить деньги в что-то реально длительное, но при этом более доходное опять-таки на длительном отрезке времени, — задается вопросом Тулепов.
Он приводит в пример индекс S&P 500, выросший на 481 % за 15 лет, и NASDAQ, взлетевший на 841 %. Законодатель мудро ограничивает выбор: человеку, выходящему на пенсию через 3 года, уже недоступна умеренная стратегия, что является важной защитой от неоправданных рисков на финишной прямой.
Именно здесь мы возвращаемся к тому, с чего начали — к громкой истории с инвестицией в акции Domino’s Pizza. В интервью Бауыржан Тулепов разбирает этот кейс спокойно и обстоятельно, как учебный пример. Во-первых, он отделяет компанию от личности, отмечая, что Тимур Кулибаев «не имеет к этой истории никакого отношения». Во-вторых, он раскладывает сделку по цифрам: покупка двумя лотами на общую сумму около 300 млн тенге при общем портфеле пенсионных активов в 48 млрд — это всего 0,6 %.
- Купили примерно по 408 долларов за штуку с целью продать по 490 долларов, — поясняет он сугубо прагматичную логику инвестиционного решения.
Для профессионалов это не скандал, а ежедневная рутина.
- Если мы держим в портфеле доллары, на них нужно что-то еще покупать — они не могут лежать просто так! Таких инвестиций у нас десятки, и почему именно Dominos Pizza вызвала такую реакцию, мне, если честно, не понятно, — говорит Тулепов.
Он подчеркивает, что компания действует в крайне жестком правовом поле, подчиняясь законам, инвестдекларациям и регулярной отчетности.
- Нам сам регулятор, простите, не позволит творить всякую дичь, — заключает он.
Этот пример идеально иллюстрирует суть новой системы: пенсионные деньги не лежат мертвым грузом. Ежедневно профессионалы анализируют рынки, ищут точки роста — будь то акции США, облигации Саудовской Аравии, Индонезии или Бразилии (которые, как указано в обзоре, уже есть в общем портфеле ЕНПФ) — и совершают сделки, действуя в узком коридоре под тройным контролем.
Говоря о результатах, нельзя не привести конкретные цифры, которые лучше всего иллюстрируют ситуацию. Бауыржан Тулепов заявляет: средняя доходность за три года – устойчиво положительная. Он открыто приводит данные по доходности Halyk Finance за последние три года: впечатляющие 17,2 % в 2023 году и 18,1 % в 2024 году. 2025 год, по его словам, оказался сложным для всего рынка, и доходность составила около 8%.
- Она положительная — это раз. Указанные мною факторы затронули все управляющие компании в той или иной мере — это два. И то, что мы не получили в этом году, ожидаем получить в следующем — это три, — аргументирует он.
Он подробно объясняет, как макроэкономические факторы, такие как резкий рост ставок Нацбанка до 18 % и неожиданное укрепление тенге, повлияли на рынок, вызвав временную отрицательную переоценку бумаг с фиксированной доходностью.
- Но обратите внимание, как только ставки в среднем на рынке снова опустятся до нормальных уровней, ваш убыток на бумаге пропадет, — поясняет он, добавляя, что компания использовала ситуацию для создания «задела на будущее», увеличив долю долларов и купив облигации по высоким ставкам. Более того, он делает интересное замечание для вкладчиков:
- Тем, кто верит, что курс тенге вернется туда, где был, следует выбрать сейчас тех управляющих, которые на этой переоценке просели, то есть тех, кто имеет наибольшее количество долларов. Это — мы.
Это тонкий, но важный момент, показывающий, как временная волатильность может открывать возможности.
Итак, новая реальность наступит уже через несколько недель. Что делать вкладчику сегодня, чтобы не упустить возможность? Прежде всего, стоит осознать простую истину: ваши пенсионные накопления — это не абстракция, а ваши «длинные деньги».
Как говорит Тулепов, «деньги на пенсионных счетах являются такими же средствами граждан, как их сбережения на депозитах, и, следовательно, требуют более активного вовлечения для их сохранения и преумножения». Затем необходимо честно оценить горизонт планирования, посчитав, сколько лет осталось до предполагаемой пенсии. Это ключевой параметр. Следующий шаг — изучение игроков через личный кабинет на сайте ЕНПФ, где можно ознакомиться с реестром управляющих компаний и их предложениями по стратегиям на 2026 год. Далее — сделать осознанный выбор стратегии на основе возраста и отношения к риску. И, наконец, доверить средства, подав заявление с ЭЦП, и после этого позволить системе работать, помня главный принцип долгосрочных инвестиций, озвученный Тулеповым:
- В управлении активами нужно смотреть на доходность не по годам, а сразу за несколько лет. В отдельных периодах провалы возможны, потому что на рынке, как у нас говорят, бывает всякое. Наша средняя доходность за три года является хорошей.
С 2026 года пенсия в Казахстане окончательно перестает быть пассивным ожиданием. Она становится активным финансовым проектом длиною в жизнь, где вы — главный акционер, а профессиональные управляющие — нанятые вами топ-менеджеры, чья премия напрямую зависит от роста стоимости ваших активов. Ваша будущая прибавка к пенсии — это не подарок, а закономерный результат выбора, который придется сделать. Вопрос лишь в том, сделаете ли вы его осознанно.