До очередного заседания Сената остаются считанные дни. Ожидается, что на повестку вынесут законопроект, предусматривающий запрет на так называемую «пропаганду» нетрадиционных отношений.
Документ уже прошёл обсуждение в Мажилисе и получил одобрение Комитета по социально-культурному развитию и науке верхней палаты парламента. Теперь, если все сенаторы поддержат поправки, проект закона отправят на подпись президенту, после чего он вступит в силу.
Корреспондент Ulysmedia.kz выяснял, что именно в Казахстане могут отнести к «незаконному ЛГБТ-контенту» и как могут наказать граждан за его распространение.
Поправки, предусматривающие запрет на так называемую пропаганду нетрадиционных отношений, включены в законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам архивного дела и ограничения распространения противоправного контента».
Вице-министр культуры и информации Евгений Кочетов заявил, что под определение «противоправный контент» попадут материалы, которые, по формулировке в законопроекте, «побуждают к общественному одобрению» нетрадиционных отношений.
— Если мы посмотрим на ту формулировку пропаганды, которую предлагают, давайте скажем так, отдельные европейские страны — под пропагандой в этих странах подразумевается активное распространение идеи с целью вовлечь, убедить и мобилизовать вокруг этой идеи. Формулировка, которая предложена депутатами мажилиса, гораздо более лояльная. Речь идет только о побуждении к общественному одобрению, к положительной общественной оценке, — сказал Кочетов на заседании рабочей группы в сенате.
Что именно будет считаться побуждением к положительной общественной оценке — вопрос открытый, а может и наоборот — риторический. Корреспондент Ulysmedia.kz поинтересовался у вице-министра, будет ли считаться пропагандой ситуация, когда ЛГБТ-люди размещают свои фотографии на личных страницах в соцсетях.

— Фотография в Instagram может быть разной, может быть контекст разный. Комментарий, подпись к этой фотографии может быть совершенно разной. Все должно в совокупности рассматриваться. Мои коллеги из мажилиса приводили в пример: если будетзапечатлена фотография двух мужчин, идущих за руки, без какой-либо подписи, без какого-либо призыва, это не является пропагандой.
Под формулировкой «пропаганды», кстати, всё изложено достаточно чётко и при этом мягко. Речь идёт именно о побуждении к положительной общественной оценке. Ни информирование, ни приведение статистики, ни образовательные материалы по репродуктивному здоровью сами по себе пропагандой не считаются, поскольку они объективны с точки зрения представления данных и не призывают к тем или иным действиям. Думаю, здесь всё довольно ясно и понятно, — сказал он.
На заседании рабочей группы сенатор АйгульАргынбекова спросила, какие исследования проводились о влиянии «пропаганды ЛГБТ» на детей и подростков.
Кочетов сообщил, что такая работа велась ещё при рассмотрении петиции, авторы которой требовали запретить «ЛГБТ-пропаганду». По его словам, исследование проводилось министерством здравоохранения. Ведомство пришло к выводу, что идеи нетрадиционных отношений оказывают влияние на лабильную психику несовершеннолетних.
— Специалисты выявили, что существует тесная взаимосвязь между подвижной психикой несовершеннолетних и влиянием на неё пропаганды. Именно поэтому в качестве основного объекта, для которого будут введены ограничения, и выбраны дети, — добавил чиновник.
Кроме того, вице-министр сослался на фонд Фридриха Эберта, который проводил исследование о восприятии нетрадиционной ориентации в Казахстане. Кочетов заявил, что запрет «пропаганды ЛГБТ», это, оказывается, запрос целого общества.
Отвечая на вопросы журналистов на брифинге, Кочетов подчеркнул, что в случае, если законопроект будет принят, авторов «противоправного контента» будут судить по статье 456-2 КоАП РК (Размещение, распространение ложной информации). Вице-министр напомнил, что эта статья работает по заявительному принципу.
Отметим, что наказания, предусмотренные в этой статье, различаются в зависимости от категории нарушителей. Для инфлюенсеров и некоммерческих организаций установлен штраф в размере 30 МРП (117 960 тенге). Для субъектов среднего предпринимательства — 50 МРП, а для крупного бизнеса — 100 МРП.
— Если в первый раз выявили – штраф. Если дальнейшее в течение года повторяется, то штраф увеличивается и до ограничения свободы на 10 суток, — объяснил Кочетов.
Напомним, ранее директор Human RightsConsulting Group, сооснователь правозащитной ЛГБТКИА+ инициативы REQUEST Арсен Аубакиров в комментарии Ulysmedia.kz назвал решение мажилиса «тревожным и опасным шагом». Он подчеркнул, что закон создает неопределенность и ставит под сомнение любое публичное действие или высказывание.