Долги страны: почему Японии и Америке можно, а Казахстану – опасно

Анна Величко
Ulysmedia.kz

Казахстанский госдолг беспокоит простых казахстанцев, депутатов парламента и даже главу Нацбанка. Однако премьер-министр страны считает, что переживать не о чем. По его словам, гослдолг Казахстана находится на комфортном уровне. Чтобы граждане страны не сомневались, что нам с долгами крупно повезло, Олжас Бектенов привел в пример Сингапур, США и другие страны, в которых госдолг по отношению к ВВП превосходит казахстанский показатель минимум в  6 – 7 раз. Практически сразу после этого стало известно, что Казахстан планирует занять еще 6,5 трлн тенге для покрытия дефицита бюджета. Судя по всему, бесстрашие Кабмина и этот заем сможет оправдать. Но почему же наши госдолги, при общем позитиве, все же не стоит сравнивать с американскими – разбирался Ulysmedia.kz.

Тратим с умом?

Практически каждое обсуждение бюджета в парламенте не обходится без высказываний депутатов о необходимости сокращать госдолг. Они прямо упрекают министров, что те живут не по средствам, и, чтобы закрыть текущие расходы берут деньги либо в Нацфонде в виде трансфертов, либо в долг у того же Нацфонда, ЕНПФ или вовсе – зарубежных кредиторов.

На прошлой неделе ответил на такие рассуждения лично премьер-министр Олжас Бектенов. Он признал, что госдолг Казахстана надо снижать и такая задача перед Кабмином стоит, но в то же время подчеркнул, что сейчас уровень долга находится на комфортном уровне.

- Действительно уровень государственного долга на сегодняшний день составляет 23,6% к ВВП. Согласно общепризнанной международной методологи, такой уровень государственного долга признаётся низким. Если взять для примера многие развитые страны, уровень госдолга во многих превышает 50%, 80%, - сказал он.

Как подчеркнул Олжас Бектенов, важнее смотреть не на то, сколько страна берет в долг, а как тратит эти деньги. А Казахстан вкладывает заемные средства в модернизацию дорог, коммунальной инфраструктуры и прочие проекты, которые генерируют нам новые поступления в бюджет и новые рабочие места в регионах.

Казахстан – не США, участь тенге мир не волнует

И в целом премьер-министр, конечно, прав. К примеру, в США госдолг 125%, а в Японии – почти 230%. И ничего, живут страны, в число развитых входят.

Как объясняют экономисты, в этом и ключевая разница между Казахстаном и такими странами, как США или Япония. Эти страны занимают в своей же валюте. То есть, в случае чего, они могут просто «напечатать» больше денег и жить спокойно.

Поэтому, собственно, всему миру госдолг США приносят куда больше тревог, чем самим Штатам: дефолт этой страны «повалит» по цепочке всех держателей долларов, а сами США при этом уцелеют.

Сюда же стоит прибавить суверенные рейтинги стран, которые определяют в том числе стоимость заимствований. В общем, эти страны, как и многие другие развитые, могут брать долги не беспокоясь о том как их отдавать, потому что для них займы оказываются дешевле инфляции.

У Казахстана же все не так просто. С одной стороны, наш кредитный рейтинг в мире – ВВВ, это неплохо, но на беспрецедентно дешевые кредиты мы рассчитывать не можем. С другой – участь тенге мало кого волнует, при этом мировые инвесторы знают: у Казахстана есть Нацфонд и неплохие золотовалютные резервы, так что по счетам наша страна всегда заплатить сможет.

Поэтому займы нам дают вполне легко. Это и хорошо, и плохо одновременно.

Гасить ипотеку микрозаймами

Экономист Жанибек Айгазин подчёркивает: госдолг — это не просто цифра в процентах от ВВП. Это элемент макроэкономической стабильности.

Когда инвесторы покупают госбумаги, они оценивают будущее – сможет ли страна выплатить купоны и погасить тело долга?

- Инвестор дисконтирует будущие доходы государства: профицит бюджета, налоговые поступления, активы вроде Национального фонда. И с этим проблем у Казахстана нет. Проблема начинается в тот момент, когда государство за счет новых заимствований пытается перекрыть проценты по предыдущим займам. Госдолг, конечно, не превращается при этом в классическую пирамиду Понци, но определенные риски присутствуют, - говорит он.

Экономист объясняет: у любого долгового рынка должна быть кривая доходности – чем дольше срок бумаги, тем выше ставка по ней. Но в Казахстане это правило периодически нарушается.

- У нас выпускают госдолг, не учитывая классическую стоимость денег и структуру доходности. Хвост кривой не должен быть ниже начала. Это базовая вещь, - говорит Айгазин.

В противном случае обслуживание долга становится все дороже.

Чтобы было понятнее, это все равно что гасить ипотеку микрозаймами, а на свободные деньги покупать мебель и бытовую технику: вроде и надо всё, но однажды так или иначе возникнут, мягко говоря, трудности.

И с этим, собственно, и столкнулся Казахстан.

Как Нацбанк и Минфин будут долги возвращать

По предварительным данным за 2025 год, на обслуживание госдолга потрачено 6,1 трлн тенге. Это треть от всех расходов бюджета. При этом на 2026 год на данную статью расходов заложено 3,5 трлн тенге, что составляет 12% от всех расходов бюджета. Немало, но уже лучше, чем в настоящее время. И, как признают эксперты, весьма оптимистично: за счет чего снижение стоимости долга, если наша страна продолжает занимать?

Возможно, положение спасет анонсированный на днях председателем Нацбанка офис управления госдолгом.

- Мы все время выходим и говорим: «У нас низкий госдолг». И одновременно говорим: «Ой, стоимость обслуживания госдолга превышает расходы на здравоохранение» Почему так? Потому что не очень хорошо управляем госдолгом, - признался он журналистам после заседания правительства.

Как пояснил Тимур Сулейменов, Нацбанк лучше разбирается в макроэкономических тенденциях, валютных колебаниях и прочих нюансах поведения денег, а Минфин лучше знает на что именно стране нужны займы.

- У нас есть хороший рабочий контакт с Минфином на уровне людей, на уровне специалистов. Но его надо институализировать. Не так, что сегодня я захотел – посоветовался, а завтра – нет. А чтобы на регулярной основе, прежде чем выйти с выпуском годовых или трехгодовых облигаций был запущен механизм согласования, - объяснил глава Нацбанка.

Он подчеркнул, что офис по управлению госдолгом не будет стоить бюджету денег, это именно механизм совместной работы Нацбанка и Минфина.

Замкнутый круг

Жаныбек Айгазин инициативу Нацбанка приветствует.

- Когда государство постоянно увеличивает государственные расходы, которые потом превращаются в импорт, в инвестиции, это создает проинфляционный фактор. Национальный банк, чтобы снизить инфляцию, повышает базовую ставку, деньги автоматически становятся дороже, в том числе – для государства. То есть получается заколдованный круг – из-за высокого фискального импульса Нацбанк повышает базовую ставку, чтобы снизить последствия для бизнеса, минфину приходится снова выпускать облигации. В итоге у нас растет и инфляция, и госдолг, и страдает бюджет, - описывает он проблему страны.

Согласование действий могут этот замкнутый круг разорвать. Ну или хотя бы заставить крутиться чуть медленнее.