Несколько месяцев адвокаты Анара Кусаинова и Куаныш Тулегенов добиваются личного приема у генерального прокурора Берика Асылова. Причина: отказ в принесении кассационного протеста на приговор суда, которым Талгат Ермегияев, по мнению его защитников, незаконно осужден, а затем и последовавший отказ в УДО. Но вместо приглашения на прием, или на худой конец – хотя бы отказа в этом рандеву, Анара Кусаиновой пришел копипаст ответа на ее совершенно другое письмо в Генпрокуратуру. Оценив ситуацию, адвокат решила подать в суд на надзорный орган, который, по ее мнению, так нагло и глупо нарушает закон. Если ее иск будет удовлетворен, это может стать поворотным моментом для всех казахстанцев. Почему – рассказывают корреспонденты Ulysmedia.kz, посетившие предварительное слушание по этому делу.
Журналисты нашего издания часто бывают на судебных процессах в самых разных городах страны, и мы привыкли к достаточно серьезной проверке на входе в здания судов. Но специализированный межрайонный административный суд Астаны удивил: ни строгого досмотра на входе, ни еще более строгого допроса «кто мы и зачем пришли» в зал суда. Наверное, примерно так и выглядит «слышащее государство», о котором так много говорилось в последние годы – граждане имеют право присутствовать на заседаниях без разного рода бюрократических заморочек.
Но на фоне этой открытости, дело, которое поступило на рассмотрение судьи Жанар Дуйсеновой выглядит каким-то бюрократическим рудиментом.
Адвокаты Анара Кусаинова и Куаныш Тулегенов с лета добиваются личного приема у Генерального прокурора РК Берика Асылова – их подзащитному – Талгату Ермегияеву отказали в условно-досрочном освобождении, хотя даже потерпевшая сторона по делу «ЭКСПО» - компания QazExpoCongress не возражает против УДО, а видные общественные деятели Казахстана готовы выступить поручителями осужденного. Также, как уверяют адвокаты, у них есть неоспоримые доказательства невиновности Ермегияева, поэтому они хотят внести протест в целом по этому громкому делу.
Об этом они и хотели рассказать Генеральному прокурору. Как положено – написали письмо через E-otinysh, стали ждать.
Но ответа на этот запрос по существу так и не пришло.
- 9 июля мы обратились с ходатайством, которое содержало в себе просьбу о вынесении кассационного протеста на вступившие в законную силу приговор суда и последующие судебные акты. А 21 июля мы обратились с заявлением о записи на личный прием к Генеральному прокурору. На письмо от 9 июля пришла отписка, а потом 10 сентября эта же отписка пришла на просьбу о личном приеме, - объясняет суть своего иска Анара Кусаинова.
Как уверяет адвокат, ответы повторяют друг друга вплоть до запятой, даже исходящий номер ответа совпадает. Хотя письма по процедуре рассматривали разные департаменты и суть просьб была совершенно разной.
- Я требую привлечь к ответственности сотрудников органов Генеральной прокуратуры за бездействие и воспрепятствование адвокатской деятельности. Потому что я в этом деле выступаю не только от своего имени, но и от имени своего подзащитного, который сейчас отбывает наказание. Но у него есть конституционное право быть услышанным, право на личный прием Генерального прокурора. А так получается, что бездействие сотрудников надзорного органа его этого права лишает, - объяснила свою позицию Анара Кусаинова.
Генеральная прокуратура с иском адвоката не согласилась, но объяснить свою позицию в ходе предварительных слушаний не смогла. В зале суда никого от надзорного органа не было, а представитель ответчика онлайн оказался даже не в курсе – как именно в Генпрокуратуру попали письма от Анары Кусаиновой и Куаныша Тулегенова.
Судья Жанар Дуйсенова рекомендует прокурорам, не дожидаясь решения суда, дать мотивированный ответ на прошение о личном приеме у Берика Асылова. Также она разъяснила, казалось бы, очевидные вещи:
- Вам необходимо доказать, что это обращение было рассмотрено с соблюдением законности и норм процессуального права. Потому что даже в вашем ответе вы пишите: «Ваши обращения были рассмотрены», но не конкретизируете какие именно обращения. Если на несколько обращений дается один ответ, то должно быть перечисление: «Ваше обращения от такого-то числа за таким-то номером, а также от такого-то числа за таким-то номером» и так далее, - объяснила Дуйсенова.
На раздумья Генеральной прокуратуре дается неделя. И адвокат Анара Кусаинова верит, что ее иск поможет сломать нехорошую тенденцию, которая в последнее время набирает обороты.
- Наверное, вы тоже обратили внимание, что участились жалобы казахстанцев на отписки госорганов, а также на то, что первые руководители госорганов не принимают граждан на личный прием. Между тем, согласно АППК и должностным инструкциям госорганов, они обязаны это делать. Должны быть графики приема, должна быть процедура записи на личный прием и так далее. И большая проблема, когда мы наблюдаем обратное. Но еще хуже, когда такое происходит в Генеральной прокуратуре, которая должна осуществлять надзор за единообразием исполнения законов. А тут, получается, она же закон и нарушает. Причем не просто отказывает в приеме, а вообще не рассматривает прошение о нем, - говорит Кусаинова.
Если СМАС Астаны удовлетворит иск адвокатов Ермегияева хотя бы частично, это будет некий прецедент, который напомнит госорганам о том, что их открытое и компетентное общение с населением – это не просто разовая акция, а неотъемлемая часть работы.