Без премии ко дню учителя: как в Казахстане законодательные новшества могут детей без школ оставить

Анна Величко
Ulysmedia.kz

Не успела Жулдыз Сулейменова переехать из кабинета депутата в кабинет министра просвещения, как сама жизнь решила ей напомнить о крайне нервном характере этой работы. Несколько десятков владельцев частных школ пришли к парадному крыльцу Минпросвещения, чтобы рассказать министру о том, что их бизнес на грани банкротства, а дети рискуют остаться без комфортных классов и вкусных булочек в школьной столовой. Все ждали, что к гонцам с окраин Казахстана выйдет новоназначенный министр и предложит какие-то варианты решения проблемы, но чуда не случилось – министр отправила к митингующим своего зама. Можно ли из этого факта сделать вывод, что настоящего решения проблемы финансирования школ в ведомстве просто нет – разбирался Ulysmedia.kz.

Как школы из регионов в Астане свои проблемы пытались решить

Время для своего визита в Астану владельцы частных школ, конечно, выбрали достаточно спорное: недавняя теплая погода сменилась заморозками и ветром, по улицам расставлены полицейские из-за очередного госвизита в Акорду, и, в довершении всего, этим же утром сменился министр просвещения.

Но приехали люди издалека, поэтому, несмотря на все эти вводные, пошли к бюро пропусков родного министерства.

   - АО «Финансовый центр» взял на себя обязательства в течение 20 лет платить подушевое финансирование частным школам за каждого ребенка. Но сейчас, из-за того, что Финансовый центр уже больше года не выделяет Жамбылскому региону никаких денег, частным предпринимателям приходится за свой счет выплачивать и зарплату, и кредиты, и другие обязательства. И сейчас мы требуем, чтобы представители министерства просвещения и АО «Финансовый центр» вышли к нам и дали конкретные ответы на наши вопросы, - выступила от имени собравшихся предпринимательницы из Жамбылской области Раушан Саурыкова.

Подушевое финансирование – это от 55 тысяч тенге за ученика начальной школы до 70 тысяч за старшеклассника. Эта сумма покрывает зарплаты учителей, питание, развозку и учебники.

Некоторым школам заплатили за прошлый год, другим – даже выделены деньги на сентябрь, но есть и те, кому не платят уже несколько месяцев.

Как рассказали предприниматели, они уже по уши в долгах и кредитах, не знают, как платить учителям не то что премии к профессиональному празднику, но элементарно – зарплату.

Бюрократия или кризис

Самое парадоксальное, что, как заверили их чиновники акиматов, вся загвоздка – исключительно в столичной бюрократии: деньги на подушевое финансирование выделяют местные бюджеты и они уже лежат на счетах акиматов, но для того, чтобы перечислить их на счета частных школ, нужно распоряжение от АО «Финансовый центр», а эта организация, по словам бизнесменов, ушла «в подполье» и бумаг не подписывает.

В общем, все наделись, что их визит заставит столичных чиновников достать из пыльной тумбочки папку с документами, все подписать – и, тем самым, решить проблему.

Но не тут-то было. Как объяснила первый вице-министр просвещения Майра Меделбекова, бюджеты на подушевое финансирование частных школ были распределены несколько лет назад, однако с тех пор выросло количество и школ, и учеников в них.

Поэтому разницу должны покрывать местные бюджеты. При этом как не пытались журналисты, вытащить из вице-министра просвещения точную цифру – сколько денег сейчас не хватает на частные школы – не получилось.

Когда проблема будет решена – тоже неизвестно.

   - Местные бюджеты средства находят частично. Например, Туркестанская область нашла финансирование на сентябрь, но они же должны полностью всю сумму покрыть, потом только сформируется перечень. Мы ждем, когда местные органы дадут всю картину. Потом будем решать проблему совместно. Это частный сектор, но мы же помогаем, идем навстречу, - старательно уходила от ответа на простой вопрос о том, когда частным школам выделят деньги, Майра Меделбекова.

Председатель правления АО «Финансовый центр» Шолпан Утельбаева и вовсе попыталась уйти от непростого разговора с журналистами, но потом все же призналась, что по итогам 2024 года организация должна частным школам более 16 млрд тенге. За 2 года, по ее словам, число частных школ выросло почти вдвое, и этот рост продолжается.

   - АО «Финансовый центр» никому и ничего не задолжал, это некорректная информация. Случилась кредиторская задолженность, по итогам 2023 – 2024 года она составила 16,2 млрд тенге. Заявка пошла в Минфин, деньги мы просим, нас обещают поддержать, но сами понимаете, бюджетный процесс - это сложная махина, - объяснила она ситуацию.

Почему новый министр не вышла к публике?

Визит владельцев региональных частных школ в столицу вызвал огромный интерес со стороны журналистов.

Тут, конечно, и сама проблема важна – частные школы в регионах – это не те элитные учебные заведения в Астане и Алматы, год обучения в которых стоит миллионы, это обычные школы, которые государство активно призывало строить еще лет 5 назад.

   - Нам говорили: это выгодно всем – вы построите, вам государство будет перечислять подушевое финансирование, а государству выгода в том, что не надо самостоятельно что-то строить. И мы построили. Благодаря этому, к примеру, в нашем регионе решилась проблема трехсменных школ. А если мы закроемся, куда дети пойдут? Снова в классы по 35 человек? – объясняют свою важность приехавшие в Астану педагоги.

Но интересно было также понять – как новый министр просвещения будет разбираться в кризисных ситуациях? Образование – отрасль достаточно нервная, там что ни день, то новое ЧП возможно.

И Казахстан уже давно ждет, что руководить столь важной сферой будет человек, который не боится разговаривать и брать на себя ответственность. Для Жулдыз Сулейменовой приезд директоров школ из регионов мог бы стать своеобразным звездным часом: никто не ждет от нового человека моментальных решений, но надеются на неравнодушие и участие. Однако она не вышла.

Может действительно занята была – поздним вечером Акорда выпустила сообщение, что Сулейменова получила указания на дальнейшую работу от президента.

Но вполне возможно, что решения у проблемы частных школ просто нет. Государство активно призывало бизнес вкладываться в эту сферу. И бизнесмены поверили. А теперь в бюджете формируется гигантская задолженность перед учебными заведениями. Точной цифры по всей республике нам не обозначили, но только по Туркестанской области, как призналась Шолпан Утельбаева, на 2025 год надо будет заплатить частным школам более 20 млрд тенге.

При этом налогами регион планировал собрать в 2025 году чуть более 80 млрд тенге, а дефицит бюджета до всех уточнений уже составлял более 53 млрд тенге. 

 Откуда здесь взять еще 20 млрд на, возможно, незапланированные, школы? И такая же проблема стоит в других регионах страны.

И что делать теперь? Официально заявлять, что частных школ стране больше не надо? Или все же искать дополнительные деньги, чтобы дети по всей стране могли учиться не в переполненных классах?

И это лишь самые первые вопросы, ответы на которые должна найти Жулдыз Сулейменова.

А их, на самом деле, гораздо больше.

В этом году заканчивается Нацпроект «Комфортные школы», который как-то незаметно в ходе реализации превратился в «Келешек мектебі», но не смог избежать ни задержек строительства, ни сомнительного качества новых школ.

И тут же не дают расслабиться различные международные исследователи, которые требуют для детей человеческих условий и коллеги из Минфина, которые постоянно твердят о дефиците бюджета.