АО «Павлодарский речной порт» давно стало одним из крупнейших игроков на рынке госзакупок. Несмотря на систематические нарушения сроков и многократное подорожание проектов, компания продолжает выигрывать многомиллиардные тендеры. Ulysmedia.kz разбирался, почему этой компании не только Сайран по колено.
В 2020 году управление природных ресурсов и регулирования природопользования Мангистауской области провело конкурс «Рекультивация хвостохранилища Кошкар-Ата (I этап)». Победителем признали АО «Павлодарский речной порт» с ценой 15,5 млрд тенге.
Несогласные с итогами госзакупки ТОО «Казахдорстрой» и ТОО «Ақ жол құрылыс» подали жалобу в Департамент государственного аудита по Мангистауской области. Они утверждали, что «Павлодарский речной порт» не соответствует квалификационным требованиям: так компания занималась реконструкцией объектов, тогда как в лоте речь шла о новом строительстве. Также оппоненты отмечали, что у компании отсутствует необходимый уровень ответственности. Однако ревизоры нарушений не выявили.
Тем временем работы по Кошкар-Ата спустя пять лет так и не завершены. Стоимость договора выросла втрое до 50,996 млрд тенге. Сдачу объекта перенесли на декабрь 2026 года, хотя по первоначальному соглашению планировали завершить в 2024 году.
Это не первый случай подорожавшего госзакупа. В 2021 году «Павлодарский речной порт» выиграл конкурс на реконструкцию канализационных очистных сооружений в Атырау на сумму 18,5 млрд тенге с датой завершения в 2022 году. Но сроки сдвинули, а после корректировки ПСД цена выросла почти вдвое до 39,7 млрд тенге. Новый срок сдачи 2026 год.
Как следует из аудиторских отчётов АО «Павлодарский речной порт», несмотря на миллиардные государственные заказы, финансовое положение компании не очень стабильно.
В 2022 году компания получила выручку 21,9 млрд тенге, из которых себестоимость затрат составила 19,1 млрд. Займы составили 3,4 млрд тенге, в то время как в 2021 году - 2 млрд тенге. В 2023 году выручка составила 25,9 млрд, затраты - 18,5 млрд, займы - 5,4 млрд тенге.
В 2024 году кредиторская задолженность составила 24,6 млрд тенге, из которых поставщики и подрядчики - 8,8 млрд, авансы покупателей - 14,9 млрд. Основной рост связан с увеличением авансов покупателей и задолженности перед поставщиками. Кредиты и займы почти удвоились с 5,4 млрд (в 2023 году) до 9,4 млрд тенге.
Дополнительно компания заложила имущество под кредит 24,5 млрд тенге для аффилированных компаний. В случае дефолта партнёров активы могут быть реализованы во внесудебном порядке.
Несмотря на финансовые трудности, АО «Павлодарский речной порт» не экономит на вознаграждениях руководства.
В 2022 году председатель совета директоров Долорес Пшембаева и два члена совета получили бонусы в совокупности 56,4 млн тенге. В 2023 году премии членов исполнительного органа составили рекордные 230,4 млн тенге.
В 2024 году выплаты снизились до 88,7 млн тенге на четырёх членов исполкома, однако среди них уже не было Долорес Пшембаевой.
АО «Павлодарский речной порт» зарегистрировано в 1994 году. С 2015 года компания перечислила в бюджет 12,7 млрд тенге налогов, заключила 311 контрактов на сумму 298,7 млрд тенге.
Учредителем с 2004 года являлся Мейрам Пшембаев депутат мажилиса, член партии «Nur Otan», награждённый государственными орденами и медалями, его последняя должность - внештатный советник президента.
С 2012 года собственником АО стало ТОО «Сан» по договору доверительного управления. Владельцы «Сан» - Долорес Пшембаева (дочь Мейрама Пшембаева) и Анетта Сагынбек. У Долорес в собственности ещё семь компаний, включая «Корпорацию Казахсельмаш».
Остаётся только гадать, почему государственные органы закрывают глаза на то, как «Павлодарский речной порт» получает крупные госзаказы, не выполняет обязательства и многократно увеличивает стоимость контрактов. Всё это, похоже, без последствий для компании и её руководителей.