Айгуль Байбек утверждает, что из-за ее веры в человеческую честность, ее некогда успешный бизнес практически разорен. Чтобы выплатить людям зарплаты, ей пришлось продать подаренную отцом недвижимость. Об этом, а также о том, как именно женщина, которую родственники представили журналистам как «жертву семьи Байбек» похитила более 280 млн тенге, она рассказала в письме Ulysmedia.kz.
Напомним, в конце августа родственники астанчанки Ризагуль Махметовой выступили перед СМИ с жуткой историей и рассказали, что мать двоих детей осудили по навету сестры одного из самых влиятельных представителей старого Казахстана. По их словам, женщину осудили на 7 лет за преступление, которого она не совершала.
Доказательства своей невиновности, как уверяют родные, Махметова предъявляла в суде, однако процесс, по их мнению, шел однобоко. Ведь потерпевшей по делу была сама Айгуль Байбек, сестра некогда влиятельного чиновника Бауыжана Байбека.
Ulysmedia еще тогда попытался взять комментарии у учредительницы ТОО «Aray Media Group» Айгуль Байбек, однако найденный в Интернете телефон молчал, а сайт компании не обслуживается.
Чуть позже в редакцию пришло письмо от Айгуль Байбек, в котором она уверяет, что деятельность Ризагуль Махметовой поставила ее бизнес в очень сложное положение.
- Я, Айгуль Байбек, являюсь кандидатом искусствоведения, педагогом и учёным с многолетним практическим стажем, автором более 50 научных статей и работ. В 2014 году при финансовой и организационной поддержке отца, Байбека Қыдырғали, «с нуля» основала частную студию Aray Media Group в Астане, которая за 10-летнюю деятельность стала одним из лидеров национального кинопроизводства. Компания стала официальным партнёром международных компаний Disney и Sony в дубляже фильмов на казахский язык, выпустила десятки телесериалов и фильмов, среди которых первый в истории нашей страны фильм-мюзикл «Дос-Мукасан» - культурный феномен и один из наиболее успешных проектов в нашей стране. Студия, работая прозрачно и по самым высоким международным стандартам, выплатила в бюджет свыше 400 млн тенге налогов, став одним из крупнейших налогоплательщиков отрасли, - пишет о своем бизнесе сестра Бауыржана Байбека.
Она подчеркивает, что никогда не вникала в административные вопросы, сконцентрировавшись на творчестве.
И ситуацией воспользовалась главный бухгалтер ТОО Ризагуль Махметова.
Именно у нее, как уверяет Айгуль Байбек, были все ЭЦП компании, единоличный доступ к банковским счетам и все бухгалтерские документы.
- Осужденная Махметова искусно подделывала банковские выписки и подписи, уничтожала первичные документы, скрывала информацию от руководства, а после обнаружения данных фактов пыталась вывезти документы с офиса, «заметая следы» своей преступной деятельности. Как было доказано следствием и судом, это была не ошибка в ведении бухгалтерии, а цинично выстроенная и глубоко продуманная схема мошенничества и хищения, - подчеркивает Айгуль Байбек.
Учредитель ТОО «Aray Media Group» прислала нам помимо прочего судебные документы, в которых рассказывается, как Ризагуль Махметова выводила деньги из компании.
Так, практически все транзакции были осуществлены на ее личные счета, а также счета ее бывшего мужа, родственников и близких друзей. В общей сложности, по версии суда, Ризагуль Махметова вывела со счетов компании Айгуль Байбек 281 млн тенге.
- Следствием установлено, что осужденная Ризагуль Махметова наладила «жизнь на широкую ногу» для себя и своих близких. Так, к примеру, 30 декабря 2023 года она перевела на свой счёт 2,7 млн тенге, из которых 1,5 млн, сразу же потратила на покупку золотых украшений в бутике «Московского Ювелирного Завода». При этом за многочисленные щедрые покупки она получила в этом магазине статус «платиновый клиент» с соответствующей скидкой, - рассказывает Айгуль Байбек.
Кроме того, за время работы в Aray Media Group с 2019 по 2023 годы, Махметова купила квартиру в Астане и 2 авто - Volkswagen Tiguan 2021 года и Hyundai Tucson 2023 года выпуска, слетала со всей семьей в Эмираты и Вьетнам. При этом ее официальная зарплата составляла 280 тысяч тенге, а до прихода в эту компанию ее счета были заблокированы за долги.
Айгуль Байбек признает, что слишком верила своему бухгалтеру. Да и в целом относится к людям очень доверчиво.
- В период с 2017 по 2021 годы директором студии был Алмас Алимжанов, который также совершал хищения. Его вина была доказана приглашенными со стороны профессиональными форензик-специалистами. Поэтому он, признав их выводы, заключил процессуальное соглашение и вернул компании 90 млн тенге. В этой связи возбужденное против него уголовное дело было прекращено за примирением сторон. Этот пример наглядно показывает, что я и компания, добиваясь возмещения ущерба, всегда действовали строго в рамках закона, а также с учетом морально-этических и человеческих принципов, которым с детства воспитывают в казахских традиционных семьях, - пишет она.
И добавляет, что уже тогда ее предупреждали, что столь крупные транзакции не могли пройти мимо бухгалтера, но она поверила Ризагуль Махметовой как женщине со сложной судьбой.
А потом ей просто некогда было вникать в бухгалтерию, пишет Айгуль, надо было заканчивать работу над картинами «Дос Мукасан» и «Каныш».
- Когда компания оказалась в кризисе, я пыталась сохранить студию за счёт реализации личного имущества: 20 августа 2021 года продала 3-комнатную квартиру в Алматы за 50 млн тенге, а 9 августа 2024 года - коммерческое помещение в Астане, которое в качестве помощи незадолго до этого мне безвозмездно передал отец. В общей сложности, в виде финансовой помощи я внесла в компанию более 200 миллионов тенге, которые пошли на выплату зарплат, налогов и других платежей в бюджет, а также завершение проектов. Таким образом, в то время, как я жертвовала собственным благополучием ради сохранения студии и рабочих мест, а также выполнения всех взятых обязательств, главный бухгалтер, как показало следствие и установил суд, занималась особо крупными хищениями, - делится она одной из главных претензий к Ризагуль Махметовой.
Также Айгуль Байбек возмущена тем, что ее экс-бухгалтер, вместо того, чтобы признать вину, «через финансирование пиар-кампании в масс-медиа пытается себя «обелить» и представить «жертвой семьи Байбек».
- Осужденная Махметова так и не возместила ущерб, скрыв похищенные средства у родственников и аффилированных лиц. Если условно разделить похищенные 281 млн тенге на 7 лет наказания, каждый месяц её заключения «стоит» почти 3,5 млн. тенге. При этом, как заявлено на пресс-конференции, осужденная Махметова рассчитывает на амнистию и досрочное освобождение, сохраняя при этом все похищенные средства для последующей комфортной жизни, - пишет Айгуль Байбек.
Она задается вопросом – откуда у «жертвы семьи Байбек» деньги на оплату труда 6 адвокатов, частные экспертизы и организацию пресс-конференций?
Особенно Айгуль Байбек задело, что в дело вмешивают ее родного брата – экс-заместителя председателя партии «Нур Отан».
- Мой брат, Бауыржан Байбек, полностью отошёл от политики (за 3,5 года до суда) и никак не мог влиять на следствие, а тем более на решение суда. Это подтверждается также и тем, что следствие по делу длилось более 2-х лет, а сам суд проходил с апреля по июнь текущего года, - говорит Айгуль Байбек.
По ее словам, покинув 2 февраля 2022 года по собственному желанию пост первого заместителя председателя партии «Нур-Отан», Бауыржан Байбек получил благодарность Касым-Жомарта Токаева и сосредоточился на бизнесе.
- Являясь свободным от государственной и общественной работы человеком, он более 2-х лет обучался и работал в Арабских Эмиратах, занимаясь привлечением иностранных инвестиций в проекты в Казахстане. Последние 1,5 года он работает в Японии, где развивает инновационные проекты с привлечением японского капитала и ноу-хау для внедрения в Казахстане. С марта 2022 года он, работая «онлайн», является советником компании Qazaq Kaolin, инвестирующей в создание обрабатывающего производства в Акмолинской области по передовой немецкой технологии, - рассказала Айгуль Байбек о том, чем занимается сейчас ее некогда влиятельный брат.
Напомним, ранее мы публиковали версию этого спора от лица родственников осужденной Ризагуль Махметовой. Они уверяют, что деньги со счетов компании выводились по прямому указанию Айгуль Байбек и еще одной сотрудницы ТОО «Aray Media Group». Но в итоге осудили за хищения именно Ризагуль Махметову.