В октябре прошлого года в области Улытау приступил к исполнению обязанностей новый и самый молодой казахстанский аким – 41-летний Дастан Рыспеков. С приходом нового акима в регионе воцарилась поразительная тишина. Но спустя год управленческой «невидимости» общественники и жители задаются мучительным вопросом: что скрывается за этой тишиной – подлинная стабильность или застой?
Почему деятельность главы региона остается невидимой и неоцененной, выяснял корреспондент Ulysmedia.kz.
Для жителей Улытау Дастан Рыспеков фигура не неизвестная. За год до назначения на высший областной пост он работал заместителем главы региона. На эту должность пришел из Комитета индустрии туризма. Его карьерный путь – во многом типичная траектория казахстанского управленца. Выпускник Карагандинского экономического университета по специальности «Экономика» службу начал в 2006 году главным специалистом отдела прогнозов и поступлений департамента экономики и бюджетного планирования Алматы. В южной столице он проработал десять лет, последовательно поднимаясь по ступеням управленческой вертикали, потом в национальной компании «Астана ЭКСПО-2017» два года руководил департаментом бухучета и отчетности. Затем последовал переезд в Павлодар на должность главы управления предпринимательства, торговли и туризма. Резкий поворот случился в 2020 году – назначение председателем Комитета индустрии туризма в Астане. И уже оттуда переместился в Улытау.
Этот путь, отмеченный планомерным, но не стремительным продвижением, сформировал управленца, для которого осторожность и отсутствие резких движений стали ключевыми принципами. Как отмечает общественный деятель Берик Жагипаров, экономическое образование Рыспекова явно сказывается на его стиле.
- Возможно, сказывается его экономическое образование: дела, вероятно, ведутся, деньги, может, и привлекаются, но такие процессы часто остаются «под столом» и незаметны широкой публике. Он дает больше свободы подчиненным... Можно сказать, что это чиновник в хорошем смысле слова: не любит рубить с плеча и предпочитает действовать осторожно, без лишнего шума.
Однако эта самая осторожность, по мнению наблюдателей, легко может перерасти в пассивность.
Тишину в мае нарушил инцидент, нанесший серьезный удар по имиджу местной власти. Аппарат акима Рыспекова инициировал судебный иск против многодетной матери из микрорайона «Нурсат», требуя взыскать с нее 495 000 тенге. Детали иска были засекречены, что лишь подлило масла в огонь общественного негодования. Аким Рыспеков предпочел сохранить свое «фирменное» молчание, не комментируя ситуацию. Его заместитель по социальным вопросам отделался сухой, казенной фразой: «Решение принималось юротделом на основе договорных обязательств».
Эта история стала наглядным примером оторванности слуг народа от насущных проблем своего «господина» и поставила острый вопрос о реальных приоритетах исполнительной власти. Местные общественники, комментируя происшествие, выразили недоумение, переходящее в осуждение.
- Это не просто ошибка системы, это демонстрация ее бесчеловечности. Вместо руки помощи – судебная повестка. Где социальная ответственность власти, о которой так много говорят?
А Берик Жагипаров вновь отметил характерную черту акима:
- Критику Рыспеков слышит, но репрессий не устраивает.
Однако отсутствие репрессий в ответ на критику не снимает ответственности за само действие аппарата, которое выглядело глубоко антисоциальным и вызвало единодушное осуждение жителей.
11 августа 2025 года журналистское расследование Дмитрия Шишкина «Откуда деньги на часы?», опубликованное на YouTube, высветило потенциально конфликтные бизнес-связи семьи акима. Шишкин сообщил, что супруга Дастана Рыспекова Сауле Колыбаева имеет ИП «DS TREVEL», зарегистрированное в 2022 году в Астане.
- С 2009 по 2017 годы она была соучредителем ТОО «Казюрконсалтинг», причем вместе с ней с 14 февраля 2009 года вторым владельцем стал 47-летний Ерлан Бузурбаев. Он до сих пор числится учредителем данного товарищества, - рассказал Шишкин.
А также подчеркнул, что Бузурбаев был управляющим директором ТОО «Оператор РОП» и отвечал за стратегию компании, а также курировал инвестиционную политику в сфере создания единой системы управления отходами в Казахстане. А первым учредителем «Оператора РОП» была младшая дочь первого президента РК Нурсултана Назарбаева – Алия.
Более того, журналист выяснил, что предположительно отец акима Адай Рыспеков является учредителем четырех компаний и одного ИП (крестьянского хозяйства). Среди них – ТОО «Petromax» (оптовая торговля бензином в Жезказгане с 2006 года), ТОО «Bura Logistics» (оптовая торговля широким ассортиментом товаров с 2010 года в Астане), Nurly Saulet (разработка строительных проектов в Алматы, заплатившая в бюджет свыше 160 млн тенге налогов), а также компания Corum Group (оптовая торговля широким ассортиментом товаров, в Алматы с 2003 года). Большая часть структур, по словам Шишкина, судя по отсутствию налоговых отчислений, вероятно, бездействует.
В своем расследовании журналист задал прямой, неудобный и крайне актуальный вопрос: «Как гарантировать, что эти активы не влияют на тендеры акимата Улытау?» Ответа от Дастана Рыспекова, как и в предыдущих спорных ситуациях, не последовало.
Жагипаров, комментируя расследование, выразил озабоченность, вытекающую из самого стиля управления акима.
- Возможно, такой стиль «стабильности» востребован сегодня. Но как проверить конфликт интересов, если аким «невидимка» и отмалчивается?
Расследование Шишкина поставило под серьезное сомнение не только личную прозрачность деятельности акима, но и потенциальные риски использования административного ресурса или влияния в интересах семейного бизнеса, особенно в сфере госзакупок и распределения ресурсов.
Пока аким сохранял «невидимость» и избегал публичных оценок и решительных шагов, проблемы в области не просто сохранялись – они нарастали. Стабильность, которую некоторые усматривают в отсутствии громких скандалов и кадровых перестановок, как подчеркнул Берик Жагипаров в комментарии Ulysmedia.kz, «Рыспеков пришел без своей команды, все его заместители сохранили посты, он делегирует им полномочия».
Но при этом, по словам общественника, полный штиль все отчетливее начинает выглядеть как синоним бездействия перед лицом реальных, насущных кризисов.
- Он не меняет кадры и не давит критиков. Это чиновник в хорошем смысле слова: не любит рубить с плеча и предпочитает действовать осторожно, без лишнего шума.
Возможно, именно такие руководители сегодня и востребованы — без громких конфликтов, с акцентом на стабильность и аккуратную работу системы. Но стабильность не равна бездействию. Когда проблемы требуют решений, а не тишины кабинета, такая «стабильность» становится приговором для развития региона.
И впрямь, виртуозное умение Дастана Рыспекова оставаться в тени, для Улытау, где накопившиеся проблемы требуют решительных действий и публичной ответственности, такая «невидимость» перестала быть нейтральным качеством. Она трансформировалась в символ бездействия и источник глубокого разочарования жителей, возлагавших надежды на перемены к лучшему.
Эти настроения ярко отразились в недавнем посте Берика Жагипарова в Facebook, который он написал на фоне упорных слухов о возможной отставке акима.
- Прощай, Дастан? Или до новых встреч? В кулуарах всё громче слухи: глава области Улытау Дастан Рыспеков якобы покидает свой пост. Ни причин, ни объяснений. Кто придет - не ясно. Но одно уже понятно: надежды, с которыми его ждали, канули в те же ямы, что и дороги Жезказгана. А ведь говорили же ему: убери Шайжанова (аким г. Жезказган – авт.) пока не поздно! Этот человек уже одного акима области - Берика Абдигалиулы - утащил за собой в политическое небытие. И тебя, Дастан Адаевич, ждет та же участь. Потому что Жезказган - зеркало всей области. Если он в упадке - никакие совещания и пиар-ролики не спасут.
Общественник предупреждает акима, что тот может остаться в истории не реформатором, не лидером, а серой тенью. А в памяти людей останется только суд с многодетной матерью и очередное разочарование.