Хотели как лучше, получилось как всегда: что не так с Бюджетом народного участия

Гумарова Асем
Ulysmedia

Программа «Бюджет народного участия» действует в Казахстане уже шесть лет, однако значительная часть населения так и не воспользовалась возможностью напрямую повлиять на распределение бюджетных средств. Многие граждане об этой программе до сих даже не слышали.

Корреспондент Ulysmedia выяснял, какие задачи должна была решить инициатива и удалось ли что-то сделать за прошедшие годы.

Что такое БНУ

Бюджет народного участия (БНУ) — государственная программа, которая позволяет жителям городов предлагать и выбирать проекты для благоустройства своего района (дворы, парки, освещение и др.), финансируемые из городского бюджета.

Программа стартовала в 2019 году, как пилотный проект в Алматы и Астане, а с 2020 года про народный бюджет заговорили во всех регионах страны. Уже тогда президент Касым-Жомарт Токаев подчёркивал, что ключевая цель БНУ — не само благоустройство, а формирование гражданской активности, вовлечение жителей в принятие решений на местном уровне.

Чуда не случилось

ОФ "Десента" провел исследование о реализации БНУ в Казахстане. Эксперты предоставили статистику, которая показывает, что в регионах, и даже в столице БНУ не пользуется большой популярностью. К примеру, в 2023 году в густонаселенной Туркестанской области (~2,1 млн человек) было подано всего 11 заявок, в ВКО 55 и т.д


В этом списке выделяется только Алматы, где было подано выше 2 тысяч проектов.

Данные за 2024 год пока в полном объеме недоступны. Также известно, что жители Астаны предложили 319 проектов, Костаная — 42. Вновь выделились алматинцы, подавшие целых 6118 заявок, однако одобрено было лишь 316 проектов — то есть 95% инициатив отклонили.

Бюрократический ад

Некоторые причины низкой вовлеченности жителей регионов в программу БНУ очевидны даже без глубокого анализа. Акиматы, считают эксперты, не занимаются информированием населения, а форма подачи проекта на официальных сайтах скрыта в малозаметных разделах. И только в Алматы для программы БНУ создан отдельный сайт с понятной навигацией.

При этом даже те немногие инициативные жители, которые пытались принять участие в программе, не стремятся заниматься этим снова. Так, жительница Астаны Мадина (имя изменено) рассказала, что предлагала обустроить сад во дворе. Женщине отказали, так как она не смогла составить профессиональную смету.

  - Мне отказали, потому что я не так составила смету. То есть с отказами проблем нет. Могут докопаться до чего угодно, до шрифта, до оформления.

Оказывается, мне надо было не только смету сделать, но и приложить коммерческое предложение. Они могли бы помогать со сметой. Такое чувство, будто сами акимы в этом не заинтересованы, рассказала  она о своей неудачной попытке.

"Рациональных проектов много"

Корреспондент Ulysmedia обсудил ситуацию и с мажилисменом Сергеем Пономаревым. Ранее, будучи депутатом маслихата, он входил в состав экспертной комиссии по БНУ, а позднее и сам подавал заявки. Как выяснилось, даже его проекты, учитывая бэкграунд, не были одобрены.

Мажилисмен заявил, что жители Алматы действительно активно участвуют в БНУ и часто предлагают полезные идеи, но их реализация не продумана до конца. Также депутат обратил внимание на то, что граждане в большинстве своем не являются профессиональными сметчиками.


  

– Если мы хотим сделать детскую площадку, мы понятия не имеем, сколько она может стоить. Сколько стоит резиновое покрытие, те или иные автоматы, озеленение, электрификация, отвод воды и прочие вещи. Это только сметчик, проектировщик высшей квалификации сможет сделать. Речь идёт о том, что мы можем ошибиться не на миллион, а на десятки миллионов.

  — Лично я получал отказы. Школа №51 в микрорайоне Коктем - я озвучил сумму в 40 млн тенге, чтобы обновить спортивную площадку возле нее. Не прошло предложение по каким-то неизвестным мне причинам. Очень часто, к сожалению, проходили какие-то "свои" заявки. Большинство — благоустройство и озеленение, а какие-то креативные, интересные заявки не проходили, — рассказал он.

Собеседник считает, что акиматам следует привлекать квалифицированных специалистов для сопровождения проектов. По его мнению, это поможет вывести больше народных идей в практическую плоскость и повысит эффективность программы.

  - Я сам был в комиссии до того, как у меня не приняли заявку. Могу смело сказать, что 10% — это сумасшедшие проекты, но очень много и рациональных, но не продуманных до конца. Поэтому я убежден, что должны быть специалисты, которые должны сопровождать проекты до конца, — резюмировал он.

Из дна наверх

Сотрудник Центра урбанистики Алматы, отраслевой инфлюенсер Владислав Филатов признал, что программа БНУ в итоге пошла по "другой дороге".

Он отметил, что обычные жители зачастую не обладают нужными навыками и программу для народа порой используют чиновники. Филатов сообщил, что районные акиматы сами создают проекты в рамках БНУ и продвигают их. В качестве примера он обозначил реконструкцию улицы Торайгырова.

  – Получается, эти проекты в БНУ делаются за счёт того, что у районов есть адмресурс, чтобы продвигать проекты. Проекты, на самом деле, нужные. Я даже не поспорю. Улица Торайгырова — результат объединения нескольких заявок, отдельные общественные пространства тоже нужны.

Но получается так, что заявки, которые поддерживает сам район, улетают наверх и реализуются. Какие-то -за счёт объединения заявок, чтобы, к примеру,набрался бюджет для благоустройства пешеходной улицы. Хотя для таких целей надо не БНУ использовать- надо просить деньги у города, с учётом прогнозов по инфляции, — рассказал он корреспонденту Ulysmedia.

Собеседники не требуют свернуть программу, наоборот считают, что её нужно вернуть к первоначальной идее. Для этого необходимо улучшить информирование населения, упростить процесс подачи заявок иобеспечить методическую поддержку со стороны квалифицированных кадров. В противном случае "Бюджет народного участия" рискует окончательно потерять своё главное предназначение — быть голосом горожан.