Налоговый кодекс. Подписано: кому будет больно

Аман Толебаев
Ulysmedia.kz

Казахстан вступает в эпоху нового Налогового кодекса. Что это значит для бизнеса, бюджета и кошельков простых граждан разбирался корреспондент Ulysmedia.kz

Президент Касым-Жомарт Токаев поставил подпись под новым Налоговым кодексом, тем самым запустив одну из самых масштабных фискальных реформ за последние десятилетия. Теперь в игру вступает главный вопрос: кто заплатит за модернизацию экономики - бизнес, население или все вместе?

Подписанный документа стал кульминацией почти двухлетней интриги. При этом до последнего момента в казахстанском обществе обсуждалось, почему глава государства медлит с принятием одного из главных законов страны. Ведь отдельные поправки к кодексу были подписаны заранее. Теперь пауза позади, впереди внедрение.

Реакция

Реакция делового сообщества на новый Налоговый кодекс сдержанная. Особенно насторожены представители малого и среднего бизнеса, которые опасаются не только самих ставок, но и роста административной нагрузки.

   - Хорошо мы освободили лекарства от НДС в рамках ГОБМП и ОСМС, но при этом выпали медизделия, они теперь будут облагаться налогом в 16%. Это около 700 наименований изделий – шприцы, перчатки и тд, - сказал президент Ассоциации «ФармМедИндустрия Казахстан» Руслан Султанов на совещании в нацпалате «Атамекен», которое состоялось практически сразу после того, как президент поставил свою подпись на кодексе. 

Султанов подчеркнул, что это приведет к удорожанию медицинских изделий с января следующего года.

   - У нас в сфере общепита от 4% до 8% чистая прибыль. И я боюсь, что объекты общественного питания, к примеру, в Астане, не могут платить 6% налога. Я уже объясняла руководству Миннацэкономики, почему мы не можем платить больше 4% розничного налога, - сообщила глава саморегулируемой организации общественного питания РК Вероника Даугалиева.

Она объяснила, что такую ставку может сейчас платить только премиальный сегмент, то есть дорогие рестораны. Но их с каждым днем становится все меньше, а большая часть общепита – это все-таки, столовые и небольшие кафе. 

   - Я прошу обратить внимание на ОКЭД (Общий классификатор видов экономической деятельности – прим. Авт) для магазинов у дома. Сейчас у магазинов, у которых торговая площадь 20 кв метров и 2 тысячи кв метров - одинаковый ОКЭД. Мы понимаем, что требования к этим бизнесам не могут быть одинаковыми. Это равносильно, что спрашивать одинаково со школьника и с грудного младенца, - пояснила глава республиканской Ассоциации микро- и малого бизнеса и торговли Марина Бошель.

В 2026 году могут быть еще поправки 

По мнению финансиста Расула Рысмамбетова, у государства есть четкое понимание, что предыдущий Налоговый кодекс сильно устарел, в нем слишком много поправок и нужен новый документ. И главное, чтобы кодекс был справедливым. 

Расул Рысмамбетов. Фото: соцсети спикера

   - Почему-то все отвлекаются на повышение НДС, но мне кажется, в нем есть много других важных вещей, в том числе сложных пока для восприятия. Самый простой кодекс был у Чингисхана – 10% и все, но и там были вопросы, а тут сложный документ. Поэтому обязательно будет сопротивление – это нормально. Также надо признать, что в кодексе есть шероховатости, которые будут сглаживать в 2026 году, чтобы в 2027 год мы получили Налоговый кодекс с новыми поправками. Все сразу предугадать невозможно, поэтому нужно быть готовыми, что в следующем году еще какие-то изменения будут вводиться в этот документ, - предположил финансист.

Эксперт напомнил, что разработка кодекса началась еще при премьере Алихане Смаилове, а доработка продолжилась при Олжасе Бектенове. 

   - Налоговый кодекс – это больше чем премьер или даже президент. Это правила, по которым бизнес будет жить и работать. Поэтому сомнения – это нормально. Для меня лично самое главное в Налоговом кодексе – это нормы по дроблению бизнеса, которые раньше были законными, и сейчас их отменили. Потому что нельзя использовать такие лазейки. Очень много было вопросов, что дробление - это правильно. Но я считаю, что это неправильно, но закон позволял, - пояснил Рысмамбетов.

Он отметил, что сейчас государство старается не сильно оптимизировать социальные затраты. При этом, если кодекс должен стимулировать повышение сборов налогов, тогда государство могло бы поддерживать более широкие массы людей и даже тех, кто не надеялся на такую поддержку, считает он.

   - В 2024 году, когда в стране впервые предложили повысить НДС до 16% - это сыграло на повышении инфляции, но тогда ставку не подняли. Потом снова сказали, что будут повышать сначала до 20%, потом до 16%. Это тоже влияет на инфляционные ожидания. Прошлое и нынешнее правительство уже 2 раза объявило о повышении НДС и это, конечно, сказалось на ценах. Поэтому я думаю, что пути назад у правительства у не было. Если в этот раз снова отложили бы введение кодекса, то получается, мы 2 раза подняли цены в стране без введения самого документа – это не правильно, - считает эксперт.

Шероховатости

Что касается, шероховатостей в кодексе, о них в целом рассказал уполномоченный по защите прав предпринимателей Канат Нуров.

Канат Нуров. Фото Forbes.kz

Всего он насчитал пока три наиболее важных нестыковки.

   - Это предоплата НДС, которая может иметь угнетающее влияние на МСБ. Отмена сделок в рамках гражданских исков со стороны налоговых органов, а не в рамках административной юстиции, то есть без проверки. Также отмена регистрации предприятий, признание их недействительными в нарушение Гражданского кодекса, - перечислил он.

При этом если эти три вещи удастся урегулировать, то потом можно уже браться и за четвертую - неприятие на вычеты расходов от специального налогового режима от МСБ, продолжил Нуров. 

По его мнению, есть еще один вопрос, который остался без внимания. Так, когда облагаются операции с ценными бумагами, берется только прибыльная часть, а убыточная не учитывается. Здесь нужно облагать налогом конечное сальдо, а не только прибыль, которая может потом уйти в минус, считает он.

 Что меняется?

Среди ключевых норм Налогового кодекса – новая ставка НДС в 16%. При этом для лекарств и медуслуг будет действовать пониженная ставка НДС -  5% с 2026 года и 10% с 2027 года.

Для печатных изданий предусмотрен НДС в 10%. Снижен порог обязательной регистрации по НДС до 10 тысяч МРП (40 млн тенге).

Освобождаются от НДС услуги в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП) и обязательного социального медицинского страхования (ОСМС), а также лечение орфанных и социально значимых заболеваний.

От ИПН освободили пенсионные выплаты из ЕНПФ. Транспортный налог снижен для автомобилей старше 10 лет. Упразднили земельный налог. 

КПН сохранили на уровне 20%. При этом для банков и игорного бизнеса он составил 25%, для организаций социальной сферы 5% в 2026 году, с повышением до 10% в 2027 году. 

Кроме того, от КПН освободили доходы по ценным бумагам холдинга «Байтерек», но лишь до 2031 года.

Введен налог на роскошь. Он составил 10% на люксовые автомобили стоимостью свыше 75 млн тенге, суда стоимостью свыше 100 млн тенге, алкоголь – свыше 0,5 млн тенге за литр, а также сигары дороже 10 тысяч тенге за штуку. Также повышается налог на имущество, если общая стоимость всей недвижимости составляет более 450 млн тенге.

При этом счета бизнеса не будут блокировать за небольшие долги по налогам. А все меры будут применяться поэтапно в зависимости от суммы долга.

Напомним, что Налоговый кодекс вводится в действие с 1 января 2026 года.