×
526.5
611.64
6.72
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
526.5
611.64
6.72

Жесткий ультиматум Трампа: Казахстан на грани санкционного удара?

Сегодня, 09:18
Жесткий ультиматум Трампа: Казахстан на грани санкционного удара?
Ulysmedia.kz

В понедельник Дональд Трамп предупредил: если за 50 дней не будет достигнуто мира в Украине, США ударят по экономическим союзникам России. Поскольку Казахстан входит в это число, Ulysmedia.kz попытался разобраться – сможет ли задеть нашу страну предупреждение американского президента, и к чему это может привести.

Дежа антандю – уже услышанное

Президент США Дональд Трамп заявил, что России отведено 50 дней на подписание мирного соглашения по Украине. Если договор не будет достигнут, Вашингтон введёт вторичные пошлины в размере 100% против стран, сотрудничающих с Москвой. По словам Трампа, он использует экономические инструменты, чтобы воздействовать на конфликт.

    - Я использую торговлю для многих целей. Она отлично подходит для прекращения войн. 

Вопрос в том, насколько реальна угроза для казахстанской экономики? И стоит ли вообще воспринимать всерьёз очередной «ультиматум» Трампа, который ещё в 2022 году обещал «закончить войну за 24 часа», а теперь щедро дал Путину почти два месяца? 

Очередной ультиматум Дональда Трампа вновь привносит существенную долю непредсказуемости в мировую экономику. Это требование перекликается с его прошлыми заявлениями, порождая смесь серьезного анализа и нотки ироничного дежа антандю (фр. – уже услышанное).

Часы тикают

В конце концов, разве не было предвыборного обещания, что война в Украине закончится за сутки под его руководством? Затем был двухнедельный «крайний срок» в мае для России, чтобы «серьезно» отнестись к миру – дедлайн, который, как и многие другие, незаметно прошел без безоговорочного разрешения конфликта. Теперь России дают 50 дней – срок, который, хоть и более щедрый, чем день или два, но все же кажется мимолетным в великой схеме геополитических изменений. 

Часы тикают к 3 сентября и вместе с ними растет вероятность экономических потрясений для Казахстана и других стран, поддерживающих прочные торговые связи с Россией.

Люфт на договоренности

Политическую сторону ультиматума журналисту Ulysmedia.kz прокомментировал Арман Бейсембаев, финансовый аналитик и экономист.

   - Мы знаем уже, в принципе, Трампа, он много чего говорит, он много чем угрожает и кому угрожает, но мало при этом что делает. Что-то он, конечно, там делает, но он всегда оставляет вот этот люфт на договоренности, переговоры и так далее.

Тем более уже прошла информация, что Путин попросил Трампа дать ему 60 дней, потому что за это время он должен закончить захват Луганской области, оккупацию окончательно уже Донецкой и Запорожской областей.

Арман Бейсембаев

Арман Бейсембаев. фото inform.kz

Опасения обоснованы 

Экономические отношения Казахстана с Россией, безусловно, значительны. Согласно официальной статистике Казахстана за 2024 год, Россия была ведущим партнером, на ее долю приходилось 30,5% всего импорта Казахстана, что составляет примерно 18,2 млрд долларов США. 

В качестве направления казахстанского экспорта Россия занимала третье место, получив товаров на сумму около 9,54 млрд долларов США, что составляет 11,7% от общего объема отечественного экспорта. Таким образом, двусторонний товарооборот между Россией и Казахстаном в 2024 году составил значительные 28,34 млрд долларов США. Учитывая эти цифры и сообщения таких источников, как РБК, указывающие на позицию Казахстана как пятого по величине торгового партнера России в прошлом году, опасения, что повсеместная 100% пошлина может существенно повлиять на Казахстан, вполне обоснованы.

Дополнительные издержки 

В связи с этим приведём интересный факт. 

По данным ФТС РФ, основными торговыми партнерами России в январе–октябре 2024 года являлся, помимо Китая (33,8% от товарооборота России), Индии (8,8%), Турции (8,3%), Беларуси (7,1%), и Казахстан с 4,0%. Примечательно, что в «досанкционном» 2021 году в пятерке крупнейших торговых партнеров России Казахстана не было.

Оборот между Астаной и Москвой за 2024 год превысил 28 млрд долларов, причём значительная часть экспортируется в третьи страны через Россию, либо наоборот – в Казахстан приходят товары, транзитом прошедшие через РФ. То есть, в случае пошлин под раздачу попадает не только товар, но и вся логистика, вся конструкция параллельного импорта, так бережно выстроенная после 2022 года.

Между тем, объявленный срок в 50 дней – это почти два месяца, а за два месяца в мировой экономике может смениться тренд. В прошлый раз, когда Трамп обещал «быстрое решение», рынки даже особо не дрогнули. Но если пошлины всё же введут, Казахстану придётся искать новые логистические маршруты, а это – дополнительные издержки. 

Тонкости торговых мер 

Однако более детальный взгляд на специфику торговой политики США, некоторые элементы которой уже действуют, раскрывает нюансированную картину. Стоит отметить, что еще до этого 50-дневного ультиматума, администрация Трампа уже объявила об отдельной 25% пошлине на ряд товаров из Казахстана, которая должна вступить в силу 1 августа 2025 года. Этот шаг, доведенный до президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева, был сформулирован как мера по устранению торговых дисбалансов.

По мнению Расула Рысмамбетова, финансового консультанта, у нас очень большой товарооборот с Россией, однако «большая часть – это, конечно, не ракеты, не танки, а вполне себе безобидные товары народного потребления, продукты питания и так далее. Поэтому риск вторичных санкций все-таки есть».

Особенно это касается, по его словам, параллельного импорта. Поэтому нам нужно ужесточать таможню, ужесточать контроль над таможней, полностью сделать его цифровым. Затем нужно будет полностью ликвидировать контрабанду.

   - Но часто бывает такое, что инициаторами параллельного импорта являются даже не россияне, а западные компании, которые не хотят терять российский рынок. Поэтому они торгуют через нас, через Дубай с Россией - риски есть, их, я думаю, меньше, чем 20%, – полагает Расул Рысмамбетов.

Я финансист, а не священник: Расул Рысмамбетов знает, когда Казахстан будет  зажиточным

Расул Рысмамбетов, фото Ulysmedia.kz

Первоначальные пошлины 

Экономисты и аналитики в Казахстане предложили различные точки зрения на потенциальное влияние таких пошлин. Хотя ранее объявленная 25% - является прямым налогом на казахстанские товары, поступающие в США, ее немедленный макроэкономический эффект некоторыми экспертами считается незначительным. Например, казахстанский политолог Газиз Абишев подчеркнул, что примерно 92% экспорта Казахстана в США, включая такие критически важные сырьевые товары, как уран, углеводороды, ферросплавы и драгоценные металлы, освобождены от этой 25% пошлины. Из общего объема казахстанского экспорта в штаты в 2024 году, составившего 2 млрд долларов США, по оценкам, только товары на сумму около 160 млн долларов США подпадут под действие этой первоначальной пошлины.

Политический обозреватель Абишев - о мятеже «Вагнера» и рисках для  Казахстана

Газиз Абишев, фото forbes.kz

Пряник и кнут

Кроме того, хотя Казахстан обещал соблюдать международные санкции против России, и его действия с 2022 года считаются американскими дипломатами «хорошими», его глубокая экономическая интеграция с Москвой делает его по своей сути уязвимым для любых усиленных санкций или торговых мер со стороны США. Расширение вторичных санкций США в декабре 2023 года, нацеленных на финансовые учреждения, которые даже «невольно» содействуют подсанкционной торговле, добавляет еще один уровень сложности. Это означает, если экономическая деятельность Казахстана с Россией, даже законная, будет восприниматься как косвенно помогающая подсанкционным субъектам или действиям, и она может подпасть под определение «сотрудничества с Москвой» в контексте угрозы 100% пошлины.  

И если за эти 50 дней ничего не изменится в поведении России, то, по мнению Армана Бейсембаева, Трамп уже начал постепенно «включать» плохого полицейского.

   - Если до этого с Путиным Трамп разговаривал с позиции пряника, мол, давайте торговать, давайте зарабатывать, давайте то, давайте это, только войну остановите, и все у вас будет, то сейчас президент США показывает кнут, и мы видим, как его риторика постепенно ужесточается, – констатирует эксперт.

Скорость дедлайнов

Перспектива 100% пошлины, особенно зависящей от быстро приближающегося геополитического дедлайна – очередного в череде постоянно меняющихся ультиматумов – представляет собой ощутимый риск для Казахстана. Хотя прямое торговое влияние может быть смягчено существующими исключениями для ключевого экспорта, всеобъемлющая угроза такой карательной меры создает огромную экономическую неопределенность. Она подчеркивает шаткое равновесие Казахстана между его давними экономическими связями с Россией и его усилиями по навигации в сложном глобальном ландшафте санкций. 

Истинная цена для Казахстана может быть не только в уплаченных пошлинах, но и в подрыве доверия инвесторов и усилении давления, вынуждающего выбирать сторону в конфликте, далеком от его границ, даже когда дедлайны Трампа продолжают меняться с удивительной скоростью.

Высасывают валюту

С этой позицией согласен и Арман Бейсембаев. По его мнению, суть этих пошлин заключается в том, чтобы отвратить от России ее торговых партнеров, чтобы с ней опасно было торговать, или же физически опасно.

По его словам, проблема как раз-таки заключается в том, что перед нами как раз к сентябрю в полный рост встает перспектива вторичных санкций. 

   - Никогда Казахстан не был, как сейчас, близок к этим вторичным санкциям. Тем более, возможно, секторальных.  Есть огромный риск, что под эти санкции может попасть, например, банковская система. Потому что банковская система очень плотно участвует как раз в таких импортно-экспортных операциях. Огромное количество россиян покупает здесь валюту. Огромное количество их компаний здесь реализовано. И, собственно говоря, все эти деньги работают на Российскую Федерацию, – делится мнением Бейсембаев. 

С его точки зрения, много сейчас разговоров, что Россия использует нашу банковскую систему, чтобы получать валюту и все, что с этим связано, и кулуарно говорят, что Россия высасывает из нас валютную выручку. 

   - Это лихорадит нашу банковскую систему, наш валютный рынок и мы волей-неволей стали такими воротами, через которые Россия реализует, может быть не все, но часть своих экономических амбиций. И не надо забывать, что мы для России пятый, а Россия для нас первый партнёр, попеременно с Китаем, – говорит аналитик.

Западный скептицизм

Тем временем немецкое издание Der Spiegel сомневается в эффективности тарифов Трампа против РФ. Издание отмечает, что экспорт России в США в 2023 году был менее $5 млрд, а в 2024 – ещё ниже, поэтому торговые меры вряд ли серьёзно ударят по экономике. На Мосбирже также не последовало резкой реакции. В связи с этим Der Spiegel ставит под вопрос, действительно ли Трамп порвал с Путиным и встал на сторону Зеленского. 

А их коллеги из NYT пишут, что Трамп вряд ли решится на 100% пошлины против России и её союзников – это может ударить по экономике США и обострить отношения с Китаем.

На этом фоне, как сообщается, Си Цзиньпин пообещал Москве «ещё более глубокую» поддержку на фоне американских угроз.

Что в итоге?

Пока угроза выглядит скорее риторической. Вашингтон понимает, что полная блокада торговли РФ и её партнёров ударит и по американскому бизнесу. Однако если Трамп решит пойти на эскалацию, Казахстану придётся активнее диверсифицировать экспортные маршруты, готовиться к возможным ограничениям в финансовой сфере (например, вторичным санкциям против банков).

Но, как считает Расул Рысмамбетов, «что касается 100% таможенных пошлин для России и ее торговых партнеров, то есть нас, – это нормальная ситуация, потому что это право США их накладывать.

Но наша большая часть продукции, которую мы поставляем в США, является стратегическими товарами, и никак не подпадут под тарифы пошлинных санкций со стороны США, потому что они нужнее США».

 50 оттенков… календаря

Тем временем директор Центра анализа общественных проблем Меруерт Махмутова с некоторой долей иронии оценивает ситуацию: 

   - За время нахождения Трампа у власти мы видим, что его обещания имеют свойство не исполняться. Поэтому если было бы желание прекратить войну, то для этого не нужно вступать в многочасовые телефонные разговоры с Путиным, а применять тарифы против России немедленно. Да, наша экономика может первой попасть под 100% тарифы. Но я сомневаюсь, что до них дойдет черед. Через 50 дней Трамп может сказать, что не говорил этого, или благополучно забыть о своих обещаниях и угрозах.

Обе программы имеют ставку ниже уровня инфляции - эксперт про ипотеки  «Отау» и «Наурыз»

Меруерт Махмутова, фото Казинформ

Ну а пока эксперты считают проценты, Дональд Трамп считает… недели. Вернее – дни. И снова с его слов мир должен либо наступить, либо быть наказанным к 3 сентября. Почему 50 дней? Почему не 24 часа, как он раньше обещал, или не «две недели», как грозился Ким Чен Ыну? Видимо, у Трампа свой астрологический календарь геополитики, где войны заканчиваются по графику, как съёмки реалити-шоу.

Но за 50 дней, если уж быть реалистами, мир в Украине не настанет, Россия не свернёт вторжение, Украина не сдастся, а Путин не уйдёт в отставку. Зато Казахстан может попасть под удар, просто потому, что он – рядом, торгует и не вовремя попал в список.

Остаётся следить за календарём, 3 сентября может стать либо очередной датой в череде пустых угроз, либо моментом, когда Казахстану придётся достаточно радикально пересматривать свою торговую политику, особенно в выборе партнеров.

Новости партнеров