Обычно в правилах СМИ не писать точную дату мероприятия, потому что важны не числа календаря, а само событие или принятое решение.
Но не в этот раз. Тут важно все: 15 июля, впервые, после назначения на должность в феврале 2024 года, премьер Олжас Бектенов вышел к прессе и даже задержался на полчаса, чтобы ответить всем журналистам, вставшим в очередь. На пресс-конференции премьер-министр, во-первых, развеял слухи о своем достаточно жестком характере, во-вторых, объяснил, что простые времена для казахстанцев миновали и в ближайшее время простой и безбедной жизни гражданам ждать не стоит. Корреспондент Ulysmedia.kz выслушал главу правительства и его замов.
Начнем с очень личной информации: записывать комментарии министров, которые должны по долгу службы не только модернизировать вверенные отрасли, но и регулярно объяснять свои решения обществу, журналистам с каждым годом все сложнее. Для нас в каждом ведомстве, якобы для удобства, придуманы отдельные залы, в которые ведется трансляция из комнаты с чиновниками.
Иногда министры приходят на брифинги, но далеко не полным составом, встречаются с прессой лишь ответственные по оговоренной теме. Иногда, примерно раз в 2-3 месяца, пресс-конференции устраивает кто-то из вице-премьеров.
И тут, как гром посреди ясного дня: на пресс-конференцию выйдет руководство правительства. И действительно, премьер-министр Олжас Бектенов пришел вместе с четырьмя своими замами. К каждому у журналистов есть вопросы, но по регламенту имеют право всего на два вопроса от каждого СМИ. Сегодня Бектенов показал, как должны проходить встречи с медийщиками - ответил всем, у кого были вопросы. Из-за этого беседа продлилась не оговоренные 3 часа, а целых 3,5. Но, с другой стороны, когда еще свидимся?
Главное, что интересовало казахстанских журналистов, это мнение премьер-министра о происходящем в стране: цены растут буквально на все, профильные министры это оправдывают “объективными обстоятельствами”. Конечно, никто не надеялся, что Олжас Бектенов вдруг скажет, что ужесточение Налогового кодекса или новые тарифы были приняты в разрез с его личным мнением, но понять, насколько сильно Кабмин планирует “закручивать гайки”, хотелось.
И, как говорится, молодцы, что спросили. Олжас Бектенов подчеркнул, что повышаться будут и тарифы на услуги ЖКХ, и налоги, и цены, к примеру, на газ.
Вместе с тем, государство планирует ужесточить социальную политику.
- Есть факты социального иждивенчества и мошенничества. Есть целая индустрия. В интернете можно найти объявления вроде: "Помогу получить максимальные выплаты от государства" по тому или иному случаю. Мы сейчас занимаемся каждым случаем по отдельности и все эти схемы будем пресекать, - заявил Бектенов.
И твердо ответил на уточняющий вопрос журналиста, что Кабмин готов это делать, даже понимая, что на него может обрушиться целый шквал критики от многодетных родителей.
- Мы на то здесь и работаем, чтобы принимать нужные, пусть и непопулярные решения, - подчеркнул он.
Заботой о будущем процветании казахстанцев премьер-министр объяснил и многочисленные заимствования у международных финансовых институтов.
- Привлечение заимствованного финансирования от международных финансовых организаций дает возможность сделать залповые инвестиции в ту или иную сферу. Сейчас мы работаем с Исламским банком развития, привлекаем кредитное финансирование на развитие водной инженерной инфраструктуры более 1 млрд долларов. Можно было, конечно, эту проблему решать за счет бюджета, постепенно выделяя по мере возможностей бюджетных ежегодно какие-то финансы и строить эту инфраструктуру в течение 10-20 лет. Можно привлечь финансирование на выгодных условиях, а затем из бюджета выплачивать кредиты с процентами. Процент комфортный, в районе 3% в долларах, - объяснил кредитоманию правительства Бектенов.
При этом он привел в пример другие страны, которые занимают и побольше Казахстана. При этом ничего - живут и не переживают.
Да и действительно, у казахстанцев есть и без внешнего долга масса поводов для переживаний. Но как раз для решения проблем населения и существует правительство. Пока же основные инициативы по изменению жизни граждан исходят только от президента, а министры как будто лишь выполняют поручения “сверху”.
Так ли это? Ulysmedia спросил Бектенова: была ли у него собственная стратегия, с которой он пришел на столь высокий пост и что с ней сейчас?
- То, что я хочу сделать — я и делаю. Занимаюсь этим каждый день с утра до позднего вечера. Работаю над диверсификацией экономики, над тем, чтобы экономический рост был устойчивым, независимым от внешней конъюнктуры. А отсюда — уход от сырьевой зависимости. Еще раз повторюсь: создание производств с устойчивым бюджетом страны — вот наша основная задача. И это направление вполне конкретное, - ответил нам Олжас Бектенов.
По его словам, он будет работать над своими целями так долго, как получится.
И более того, усилия уже дают результат.
- В нефтехимии мы первый крупный проект переработки за 30 лет осуществили - газохимический завод. Есть проекты по созданию полиэтилена, бутадиена и так далее. Большой потенциал у нас в углехимии. Я, кстати, в своём выступлении говорил: из угля можно производить более 400 видов различных продуктов. А у нас запасы угля, причем очень качественного, огромные. Это наши богатства, которые мы будем использовать, - говорит премьер.
Также он напомнил о производствах по глубокой переработке зерна и других, которые либо уже открыты, либо планируются в Казахстане.
Да и в целом, за 3,5 часа общения с журналистами, Олжас Бектенов несколько раз поднимал вопросы здоровых отношений правительства и бизнеса.
К примеру, изъятие активов у олигархов. Кампания идет несколько лет, “обезжирив” бизнес на триллион тенге, но правительство всячески охраняет информацию о том, с кого и сколько “сняли”.
- Любое упоминание крупного бизнесмена в таком контексте отрицательно влияет на состояние компании, которую он возглавляет или которой владеет. А многие компании у нас публичные, имеют много зарубежных партнёров. Поэтому оглашение, на мой взгляд, может сказаться на отечественном бизнесе достаточно отрицательно, - высказался Бектенов.
- Это же наш отечественный бизнес, наша национальная буржуазия. Мы должны максимально ее поддерживать. В рамках закона они выполняют определенные обязательства перед страной. А дальше наша задача - создать для них максимально комфортные условия, чтобы они работали, инвестировали в Казахстан, создавали новые предприятия и рабочие места, - объяснил свою позицию премьер-министр.
А все публичные ссоры с крупным бизнесом Олжас Бектенов рассматривает исключительно в положительном для казахстанской экономики ключе.
- Надо сказать, что бизнес прислушался к моему обращению. Поступления увеличились после него - 47 млрд тенге поступило, - напомнил Бектенов о своей публичной критике крупных бизнесменов за дробление.
А позже отметил, что бизнес, особенно крупный, в стране платит достаточно много налогов и главная цель правительства - дать ему возможности для дальнейшего роста, но в легальной среде.
И именно на это пойдут собранные налоги, а также иные инвестиции. И бизнесу, как уверен Бектенов, надо это четко понять.
- Понятное дело, что любое повышение налогов – это всегда непопулярная и болезненная мера, но вынужденная. Благодаря этой налоговой реформе мы планируем значительно увеличить бюджет развития. Ранее уже говорилось об экономическом росте. Экономический рост возможен только в том случае, если государство будет ускоренными, опережающими темпами развивать инфраструктуру, - считает он.
Часть вопросов журналистов касались личной жизни Олжаса Бектенова. И, хотя модератор намекала, что он может не отвечать, Бектенов рассказал и о том, что, оказывается, в отпуске с 2021 года не был, и о том, что не является зятем Джаксыбековых, и даже прокомментировал, почему за 1,5 года на посту в первый раз к прессе вышел. Оказывается, дело не в личной закрытости Олжаса Бектенова, а в том, что премьеру просто некогда общаться с журналистами. Но пообещал все же впредь делать это чаще.
Между тем, ранее в СМИ появлялась информация, что Олжас Бектенов является мужем дочери родного брата Адильбека Джаксыбекова - Серика.